Программы повышения квалификации
Целью учебной программы является глубокое теоретическое и практическое изучение различных проблем аллергологии и иммунологии, необходимых для практической деятельности специалистов.
Основные задачи программ повышения квалификации:
• ознакомление с основными концепциями эпидемиологии, патогенеза, классификации, клиническими проявлениями аллергических и иммунологических заболеваний, новыми методами диагностики и лечения аллергических и иммунологических заболеваний, «аллергическими» масками инфекционных заболеваний; особенностями диагностики и лечения аллергических и иммунологических болезней в детском возрасте;
• подробное знакомство слушателей с современными схемами фармакотерапии основных нозологических форм, комбинированной лекарственной и нелекарственной терапии аллергических болезней у детей;
• обновление и оптимизация знаний по аллергологии и иммунологии с использованием ситуационно–иллюстративных задач и тест–контролей;
• подробное знакомство с современной тактикой ведения больных с сопутствующими заболеваниями внутренних органов и систем (сердечно–сосудистой, мочевыделительной, дыхательной желудочно-кишечного тракта и т.д.)
Перечень программ повышения квалификации:
Проводятся программы повышения квалификации 144ч для врачей-педиатров, аллергологов-иммунологов, пульмонологов и врачей других лечебных специальностей:
1. Программа повышения квалификации « Аллергология и иммунология» (с возможной последующей сдачей сертификационного экзамена) – 144ч., для врачей аллергологов-иммунологов.
Цель обучения: углубление и приобретение новых знаний, умений и практических навыков по диагностике и лечению аллергических болезней и иммунодефицитных состояний в практике врача-аллерголога-иммунолога
Категория слушателей: аллергологи-иммунологи
Срок обучения: 144 часа: аудиторных занятий 144 часа;
Форма обучения: очная
Режим занятия: 36 часов в неделю
Название блока
|
Количество часов
|
Общественное здоровье и здравоохранение
|
12
|
Фундаментальные дисциплины
|
18
|
Профессиональная подготовка «Аллергология и иммунология»
|
108
|
Элективы
|
6
|
Всего
|
144
|
Требования к документам при приеме на обучение по программе повышения квалификации по аллергологии и иммунологии (с возможной последующей сдачей сертификационного экзамена) (144ч):
• Путевку на цикл соответствующего образца (с круглой печатью лечебного учреждения и подписью руководителя).
• Заявление (заполняется при оформлении на цикл)
• Карточку слушателя, согласие на обработку персональных данных (заполняется при оформлении на цикл)
• Копию диплом об окончании высшего медицинского учебного заведения, заверенный в отделе кадров.
• Копию трудовой книжки, заверенную в отделе кадров лечебного учреждения или нотариально с записью «работает в настоящее время», с датой заверения.
• Копию 1ой страницы паспорта. Копия свидетельства о браке при смене фамилии.
• Удостоверение об окончании ординатуры или интернатуры по специальности «Аллергология - иммунология»; или диплом по профессиональной переподготовке по специальности «Аллергологии и иммунологии» (если первая специальность была «Педиатрия»).
• Для тех, кто совмещает должности «педиатра» и «аллерголога – иммунолога», необходима - Справка с места работы о совместительстве, именно как аллерголог-иммунолог, с указанием номера приказа.
2. Программа повышения квалификации «Избранные вопросы аллергологии и клинической иммунологии» (144ч).
3. Программа повышения квалификации «Основы аллергологии и клинической иммунологии» (144ч).
Категория слушателей: педиатры, аллергологи-иммунологи, пульмонологи и врачи других лечебных специальностей
Срок обучения: 144 часа
Форма обучения: очная
Каждая состоит из трех блоков:
Название блока
|
Количество часов
|
Клиническая иммунология
|
24
|
Аллергические заболевания у детей
|
108
|
Общественное здоровье и здравоохранение
|
12
|
Всего
|
144
|
Программы повышения квалификации врачей-педиатров, аллергологов-иммунологов, пульмонологов и врачей других лечебных специальностей «Основы аллергологии и клинической иммунологии» и «Избранные вопросы аллергологии и клинической иммунологии» состоят из 3 блоков с определенным количеством тем (семинаров, пр. занятий, лекций):
Блок 1. Клиническая иммунология
Тема 1. Задачи и перспективы современной иммунологии.
Тема 2. Роль генетических факторов в формировании аллергии.
Тема 3. Особенности гуморального и клеточного иммунитета.
Тема 4. Первичные иммунодефициты.
Тема 5. Вторичные иммунодефициты.
Тема 6. Часто болеющие дети: дискуссия в современной педиатрии.
Блок 2. Аллергические заболевания у детей
Тема 1. Аллергические риниты.
Тема 2. Поллинозы.
Тема 3. Бронхиальная астма.
Тема 4. Бронхобструктивный синдром.
Тема 5. Муковисцидоз.
Тема 6. Преимущества ингаляционного пути введения препаратов. Выбор ингаляционного устройства для детей. Особенности техники ингаляции.
Тема 7. Аллергические заболевания желудочно-кишечного тракта.
Тема 8. Неотложные состояния в аллергологии.
• Структура вызовов СМП – индикатор актуальности проблемы и эффективности работы педиатрической службы
• Острые токсико-аллергические реакции. Клинические прояления, диагностика.
• Дифференциальный диагноз, лечение и профилактика острых токсико-аллергических реакций.
• Лекарственная аллергия.
• Диагностика и дифференциальная диагностика лекарственной аллергии. Тест торможения естественной эмиграции лейкоцитов in vivo.
• Сывороточная болезнь: Этиология и патогенез, клинические варианты сывороточной болезни. Диагностика.
• Сывороточная болезнь. Лечение. Профилактика. Противопоказания для введения иммунных сывороток.
• Анафилактический шок. Этиология, патогенез, диагностика, лечение.
• Варианты клинического течения анафилактического шока в зависимости от тяжести и основных симптомов
• Минимальная противошоковая аптечка.
Тема 9. Иммунофармакотерапия у детей с аллергической патологией.
Тема 10. Вопросы эффективности и безопасности терапии ингаляционными глюкокортикостероидами.
Тема 11. Применение антигистаминных препаратов в лечении детей с аллергическими заболеваниями.
Тема 12. Терапия аллергических заболеваний с позиций доказательной медицины.
Тема 13. Вакцинация детей, страдающих аллергическими заболеваниями.
Тема 14. Качество жизни детей, страдающих аллергическими заболеваниями. Влияние вакцинации.
Тема 15. Диагностика аллергических заболеваний. Значение аллергологического анамнеза в диагностике аллергии. Особенности кожного тестирования с неинфекционными аллергенами у детей. Определение общего и специфического иммуноглобулина E.
Тема 16. Аллергенспецифическая иммунотерапия.
Тема 17. Специфическая диагностика аллергических заболеваний in vitro.
Тема 18. Профилактика аллергических заболеваний у детей.
Тема 19. Особенности элиминационного режима и диеты
Тема 20. Терапия аллергических заболеваний с позиций доказательной медицины.
Тема 21. Атопический дерматит.
Тема 22. Крапивница и отек Квинке
Тема 23. Пищевая аллергия у детей
Тема 24. Обучение пациентов
Блок 3. Общественное здоровье и здравоохранение
Тема 1. Теоретические основы социальной гигиены и организация здравоохранения в РФ.
Тема 2. Организационные принципы помощи больным аллергическими заболеваниями и иммунодефицитами.
Тема 3. Стационарозамещающие технологии в организации медицинской помощи детскому населению.
Тема 4. Показания к направлению на МСЭК
Темы лекций:
Тема 1. Теоретические основы социальной гигиены и организация здравоохранения в РФ.
Тема 2. Организационные принципы помощи больным аллергическими заболеваниями и иммунодефицитами. Основные положения организации аллергологической и иммунологической службы.
Тема 3. Задачи и перспективы современной иммунологии. Физиологические защитные системы организма. Определение иммунитета. Понятие об иммунной системе.
Тема 4. Первичные иммунодефициты: эпидемиология, классификация, лечение.
Тема 5. Вторичные иммунодефициты: этиология, патогенез, основные клинические проявления, лечение.
Тема 6. Аллергические риниты. Классификация, этиология, патогенез. Клиника аллергических ринитов.
Тема 7. Поллинозы: эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика.
Тема 8.Бронхиальная астма: эпидемиология, патогенез, факторы риска, диагностика, классификация.
Тема 9. Современные подходы к лечению бронхиальной астмы. Цели лечения. Критерии контроля над заболеванием.
Тема 10. Образовательные программы для больных аллергией и бронхиальной астмой.
Тема 11. Бронхобструктивный синдром: дифференциальная диагностика, клиника, особенности течения при различной патологии, современная терапия
Тема 12. Маски муковисцидоза: ошибки диагностики, особенности современного течения, терапия, реабилитация.
Тема 13. Аллергические заболевания желудочно-кишечного тракта.
Тема 14. Неотложные состояния в аллергологии.
Тема 15. Лекарственная аллергия.
Тема 16. Анафилактический шок. Этиология, патогенез, диагностика, лечение.
Тема 17. Иммунофармакотерапия у детей с аллергической патологией.
Тема 18. Вакцинация детей, страдающих аллергическими заболеваниями. Календарь прививок.
Тема 19. Аллергенспецифическая иммунотерапия. Показания и противопоказания к проведению АСИТ. Характеристика различных методов проведения АСИТ.
Тема 20. Профилактика аллергических заболеваний у детей.
Тема 21. Атопический дерматит. Эпидемиология. Патогенез. Классификация. Диагностика. Лечение.
Тема 22. Пищевая аллергия у детей.
Возможные темы рефератов слушателей:
• Поллинозы у детей: клиника, диагностика.
• Возрастные особенности клиники и диагностики бронхиальной астмы у детей.
• Вакцинация детей, страдающих аллергическими заболеваниями.
• Вопросы дифференциальной диагностики бронхиальной астмы.
• Современные подходы к терапии бронхиальной астмы у детей.
• Аллергические заболевания желудочно-кишечного тракта.
• Бронхиальная астма: эпидемиология и клиника.
• Классификация и методы диагностики бронхиальной астмы у детей.
• Пищевая аллергия у детей.
• Современная небулайзерная терапия.
• Лекарственная аллергия.
• Вакцинопрофилактика.
• Аллергенспецифическая иммунотерапия.
• Аллергический ринит у детей.
• Бронхиальная астма, дифференциальная диагностика.
• Поллинозы у детей: клиника, диагностика.
• Возрастные особенности клиники и диагностики бронхиальной астмы у детей.
• Вакцинация детей, страдающих аллергическими заболеваниями.
• Вопросы дифференциальной диагностики бронхиальной астмы.
• Современные подходы к терапии бронхиальной астмы у детей.
• Первичные иммунодефициты.
• Атопический дерматит у детей.
• Аллергические заболевания желудочно-кишечного тракта.
Требования к документам при приеме на обучение по программам повышения квалификации «Избранные вопросы аллергологии и клинической иммунологии» и «Основы аллергологии и клинической иммунологии» (144ч):
Для зачисления на циклы тематического усовершенствования необходимо предоставить следующие документы:
• Путевку на цикл соответствующего образца (с круглой печатью лечебного учреждения и подписью руководителя).
• Заявление (заполняется при оформлении на цикл)
• Карточку слушателя, согласие на обработку персональных данных (заполняется при оформлении на цикл)
• Копию диплом об окончании высшего медицинского учебного заведения, заверенный в отделе кадров.
• Копию трудовой книжки, заверенная в отделе кадров лечебного учреждения или нотариально с записью «работает в настоящее время», с датой заверения.
• Диплом об окончании интернатуры/ординатуры.
• Копию 1ой страницы паспорта. Копия свидетельства о браке при смене фамилии.
Обучение проводится на бюджетной основе для граждан РФ и работников госучреждений.
Информационно-методическое обеспечение профессиональных образовательных программ:
На кафедре имеется полное методическое обеспечение, включающее методические разработки лекций, семинаров, практических занятий, тестовые вопросы и клинические задачи для контроля исходного уровня знаний, текущего тематического контроля и итогового контроля.
Курсанты обучаются на современном оборудовании.
По каждому проводимому циклу имеется вся необходимая документация: расписание занятий, карты курсантов, табель посещаемости, индивидуальные папки курсантов и т.д. Для проведения итогового экзамена разработаны экзаменационные билеты и тестовые вопросы.
Освоение материала осуществляется через теоретический и практический курс обучения.
Теоретический курс базируется на изучении и знании фрагментов фундаментальных дисциплин, представляемых на лекциях, семинарских занятиях, при самоподготовке.
Практический курс обучения включает практические занятия, курацию больных, клинические разборы больных.
Преподавание ведется по модульному принципу с использованием активных форм обучения (учебно-реферативная конференция, семинар – конференция, семинар - дискуссия, семинар — обмен опытом).
Проведение школ:
Ежегодно при поддержке ГБОУ ВПО Первого МГМУ им И.М. Сеченова, ФГБНУ Научного Центра здоровья детей и Союза педиатров России проводились обучающие школы по различным разделам педиатрии, в том числе:
• Школа «аллерголога и клинического иммунолога»
• Школа «подготовка специалистов по дополнительной иммунизации в рамках национального календаря прививок»
Цель проведения школ – непрерывное, профессиональное развитие педиатров не только на циклах повышения квалификации в рамках одной отдельно взятой кафедры, но и на Конгрессах, научно-практических конференциях, Съездах педиатров.
Занятия каждой школы проводились в течение всех дней работы Конгресса.
В зависимости от количества симпозиумов и их продолжительности были рассчитаны часы, которые затем были проставлены в именных сертификатах участника школы.
Врачи достаточно высоко оценили эту удобную форму работы в рамках Конгресса.