Летние школы (2024 г.)
Стажировка в стамбульской больнице Florence Nightingale (Турция)
Клиническая стажировка в Шанхайском университете Цзяо Тун
В рамках межвузовского Соглашения о сотрудничестве в июле впервые состоялась студенческая обменная программа с Медицинским факультетом Шанхайского университета Цзяо Тун (SJTUSM)).
Медицинский факультет Шанхайского университета Цзяо Тун (SJTUSM) - это крупнейшая научно-ориентированная медицинская школа, гармоничный симбиоз медицинского образования, клинических услуг и научных исследований. В составе SJTUSM - 9 государственных ключевых лабораторий, 8 -Лабораторий министерства и 3 - международные совместные лаборатории, а также 13 университетских больниц на более чем 20 000 коек.
По согласованию с китайскими партнерами четверо студентов Сеченовского Университета Вехова Ксения, Тахиров Ренат, Гилевкая Юлия, Гималтдинова Лилия), выдержав серьезный отборочный конкурс, приняли участие в краткосрочной стажировке, организованной Сеченовским Университетом совместно с Медицинским факультетом Шанхайского университета Цзяо Тун (Shanghai Jiao Tong University School of Medicine) по направлениям неврология, гастроэнтерология и сердечно-сосудистая хирургия.
У ребят была чрезвычайно насыщенная программа: каждый день знакомство с работой отделений, отработка различных врачебных манипуляций и навыков.
Ксения Вехова, студентка 4 курса ИКМ рассказывает: «Ежедневно мы принимали участие в утренних обходах пациентов, анализировали особенности сбора анамнеза, опроса и осмотра неврологических пациентов китайских коллег, обсуждали сходства и различия в подходах к диагностике и лечению как типичных, так и сложных случаев. Мы регулярно просматривали цифровые версии МРТ, КТ и ангиограммы вместе с куратором Yachao He, который подробно рассказывал о причинах возможных структурных изменений и возникающих симптомах. Благодаря такому подходу к концу стажировки мы научились определять типичные патологические изменения, характерные для ишемического и геморрагического инсульта, гиперинтенсивные изменения белого вещества, атрофические изменения в отдельных областях головного мозга, а также более редкие и специфические радиологические симптомы (симптом «кисточек на ушах рыси», характерный для группы наследственных спастических параплегий).
Данная стажировка оставила самые приятные впечатления, поскольку позволила расширить знания в интересующей области, познакомиться со специалистами и с пользой провести эти две недели. Китайские коллеги были очень вежливы, отзывчивы и доброжелательны, всегда готовые поделиться своими знаниями и дать ответы на возникающие вопросы. Не могу также не отметить большой вклад нашего куратора, ординатора Yachao He, который не только помог нам узнать неврологию еще лучше, но и делился опытом своего становления врачом-неврологом и научным сотрудником, давал советы и наставления и оказывал моральную поддержку, поскольку данная поездка была моей первой самостоятельной поездкой за границу».
Ренат Тахиров, 4 курс ИКМ: «Среди наиболее полезных этапов стажировки хотелось бы выделить опыт осмотра, обсуждения постановки диагноза и дальнейшей тактики ведения нетипичных и тяжелых пациентов. Нельзя не обратить внимание на технологическую оснащенность клиники, в которой проходила стажировка: помимо нового оборудования для диагностики (МРТ-, КТ-сканеры, электромиографы и т.д.), клиника оснащена планшетами, с помощью которых можно в удобной форме обеспечить быстрый доступ непосредственно у койки пациента ко всем данным его осмотров, анализов и визуализационных материалов. Также к освоенным методам можно отнести применение новых препаратов, используемых для лечения различных неврологических пациентов. Стажировка дает возможность изучить новые методики и практики, которые можно применить в своей профессиональной работе. Сведения о новых препаратах, способах лечения, осмотр нетипичных и сложных пациентов позволяют иначе взглянуть на особенности работы в выбранной сфере медицины, что, в свою очередь, повышает профессионализм. Знакомство с иностранными коллегами и возможная дальнейшая совместная работа позволяет закрепить будущее сотрудничество, что может быть полезно для будущей карьеры и обмена опытом».
Практика студентов Сеченовского Университета в Южно-Казахстанской Медицинской Академии
В июне студенты 4 курса Института фармации им. А.П.Нелюбина Сеченовского Университета прошли двухнедельную практику «Контроль качества и стандартизация лекарственных средств» на базе кафедры фармацевтической и токсикологической химии ЮКМА. В соответствии с программой производственной практики студенты изучили нормативную документацию, регламентирующую контроль качества, стандартизацию, экспертизу и регистрацию лекарственных средств в РК.
Программа практики состояла из таких разделов фармацевтического анализа, как общие фармакопейные методы физического, химического и физико-химического анализа. Студентами проведен полный фармакопейный анализ субстанций, таблеток, капсул, инъекционных растворов, мазей, суппозиториев, препаратов растительного происхождения и др. в соответствии с требованиями ГФ РК. Выполнен качественный и количественный анализ лекарственных средств, основанный на химических методах анализа. Практиканты закрепили практические навыки и умения работы на физико-химических приборах и оборудовании.
Таким образом, производственная практика по контролю качества и стандартизации лекарственных средств позволила студентам углубить теоретические знания, закрепить практические умения и навыки в области фармацевтического анализа лекарственных средств с применением физических, химических и физико-химических методов анализа.
Насыщенной была культурная программа, в рамках которой студенты познакомились с достопримечательностями Южного Казахстана. Студенты посетили Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Дендропарк имени Асанбая Аскарова, спортивно-оздоровительный лагерь Академии в ущелье Каскасу, а также посетили столицу Узбекистана Ташкенте. По итогам производственной практики студентам были вручены сертификаты.
Сеченовский Университет выражает благодарность руководству Академии за предоставленную возможность пройти практику нашим студентам на своей базе, а также благодарит коллектив преподавателей кафедры кафедры фармацевтической и токсикологической химии во главе с заведующей Ордобаевой С.К. за прекрасно организованную программу практики, за ответственный и чуткий подход к нашим студентам.
Клиническая практика в Белорусском государственном медицинском университете города Минск (БГМУ)
Десять студентов нашего университета прошли клиническую практику в Белорусском государственном медицинском университете города Минск (БГМУ). Пятеро из них – студенты ИКМ (Букина Ксения, Ермакова Екатерина, Зеленченкова Полина, Никулин Дмитрий, Поповская Ксения) имели возможность постажироваться в таких направлениях как терапия, хирургия, кардиология, неврология, гинекология, онкология в республиканских центрах и больницах Республики Беларусь - клинических базах БГМУ. Ребят радушно принимали сотрудники Минского Научно-Практического Центра хирургии, трансплантологии и гематологии, РНПЦ «Кардиология», городских лечебных центров и больниц, где наши студенты отрабатывали практические навыки в работе врача, активно участвовали в сборе анамнеза, проведении физикального обследования, а также обсуждали тактику ведения пациентов, чем значительно расширили свои знания в области терапии различных болезней.
Поповская Ксения, 5 курс ИКМ им. Н.В. Склифосовского, проходила стажировку по терапии и неврологии на базе кафедры кардиологии и внутренних болезней университета в ГУ “Минский научно-практический центр хирургии, трансплантологии и гематологии”.
«Под руководством опытных специалистов было проведено множество осмотров пациентов разного профиля, что расширило знания и компетенции в области терапии и неврологии. Также удалось активно принять участие в диагностическом и лечебном процессах: проведение люмбальных пункций, эпидуральных и паравертебральных блокад, проведение спироэргометрии, тредмил-теста, выполнение ЭФИ сердца и многое другое. Особо интересным получилось участие во врачебных консилиумах, что способствовало развитию клинического мышления».
Букина Ксения, 5 курс ИКМ: «Вторую неделю стажировки я провела в неврологическом отделении. Освежив уже имеющиеся знания, закрепив их и узнав огромное количество новой информации, я значительно повысила уровень своей квалификации в данной области. Имея честь наблюдать за работой высококвалифицированных специалистов, я всерьез задумалась о выборе данного направления в качестве поля для дальнейшей медицинской деятельности».
Никулин Дмитрий, 4 курс ИКМ, проходил стажировку на базе МНПЦ хирургии, трансплантологии и гематологии и на базе РНПЦ «Кардиология»: «Мне удалось посетить как городской, так и республиканский центры, что очень важно для формирования целостной картины мира и понимания на каком этапе возможно оказание той или иной медицинской помощи или проведения определенных методов обследования».
Зеленченкова Полина, 4 курс ИКМ, прошла стажировку по акушерству-гинекологии и онкогинекологии на базе кафедры акушерства и гинекологии - в 1-й городской клинической больнице и в Минском городском онкологическом центре. Это позволило расширить свои знания в области гинекологии, но и приобрести практические навыки, которыми ранее не владела.
Пятеро студентов КИДЗовцев (Лабинова Елизавета, Лабинов Владимир, Степанов Иван, Бирюкова Евгения, Дикарева Ирина) прошли практику по общей педиатрии, инфекционным болезням детей, неврологии, нефрологии в Учреждении здравоохранения города Минска «Городская детская клиническая больница №3», Городской детской инфекционной клинической больницы. Ребята стажировались в разных отделениях, но неизменно, отмечали исключительно доброжелательное отношение белорусских преподавателей, врачей и медперсонала, их готовность делиться знаниями.
Также для студентов были организованы встречи с главврачами больниц, на которых обсуждались различия в системах здравоохранения двух стран и пути решения возникающих задач в организации здравоохранения. В ходе практики ребята получили колоссальный опыт, множество уникальных знаний и новых навыков. Кроме того, обменялась контактами со старостами студенческих научных кружков по педиатрии и детским инфекционным болезням, со следующего учебного года запланированы совместные заседания.
Лабинова Елизавета, студентка 4 курса КИДЗ:
«В ходе практики на базе 3-ей ДГКБ мы посетили отделение грудного возраста, отделение реабилитации, реанимации, а также пульмонологическое, гастроэнтерологическое и неврологическое отделения. В отделениях нам удалось усовершенствовать навыки сбора анамнеза, физикального осмотра, неврологического осмотра детей разного возраста, расшифровки рентген и КТ-снимков, постановки диагноза. Персонал больницы продемонстрировал высокий профессионализм и готовность делиться опытом, обучать студентов. Помимо практических занятий для нас проводились лекции на тему: "Парентеральное питание недоношенных", "Применение системной гипотермии при асфиксии".
Также на практическом занятии в новом симуляционном центре БГМУ нас обучили навыкам интубации и реанимации новорожденных, проведению люмбальной пункции. В течение практики в ГДИКБ мне удалось глубже познакомиться с различными особенностями диагностики, течения, тактики лечения инфекционных болезней у детей, а также с кругом неинфекционных заболеваний, требующих дифференциальной диагностики».
Степанов Иван, студент 4 курса КИДЗ: «За время практики мне удалось закрепить навыки практической работы врача-педиатра, ознакомиться с новыми подходами к лечению и диагностике пациентов, вывести собственные теоретические знания на новый уровень и определить дальнейшие траектории развития и личностного роста».
Дикарева Ирина, студентка 4 курса КИДЗ: «За время прохождения практики я получила огромный опыт, смогла открыть для себя новую перспективу и увидеть работу врача-педиатра и врача детского инфекциониста с разных ракурсов. Данная практика послужила большим толчком для приобретения новых знания и умений, определения дальнейшей стратегии собственного образования».
Поповская Ксения (5 курс ИКМ) выражает общие эмоции от общения наших студентов с белорусскими коллегами:
«Хотелось бы выразить искренние благодарности организаторам стажировки за предоставленную возможность, всем врачам, наставникам и сотрудникам больниц за их поддержку, терпение и готовность делиться своими знаниями и опытом. Отдельно стоит отметить тёплую атмосферу со студентами из Белорусского государственного медицинского университета, с которыми удалось подружиться за время стажировки по обмену. Уверена, что полученные знания, навыки и приобретённые знакомства станут прочной основой для нашей дальнейшей профессиональной деятельности».
Международная научно-образовательная школа
«Наследственная информация и пути ее реализации.
Наследственные болезни: основные методы диагностики»
С 29 января по 2 февраля 2024 года студенты Сеченовского Университета Пчелинцев Михаил и Ряховский Сергей проходили обучение в рамках международной научно-образовательной школы «Наследственная информация и пути ее реализации. Наследственные болезни: основные методы диагностики», организованной Витебским государственным ордена Дружбы народов медицинским университетом.
В ходе школы изучались основы пробоподготовки и проведения ПЦР. Часть занятий проходила в музее кафедры анатомии ВГМУ, с целью изучения различных наследственных патологий, в том числе, и патологий дизэмбриогенеза. Также программа включала и клиническую практику на базе Дома ребенка г. Витебск.
Своими впечатлениями о школе поделились наши участники: "Я очень рад, что мне выпала возможность участия в данной программе, ее прохождение очень повысило мои навыки как будущего клинициста, ведь помимо лабораторной и образовательной части она включала практику с пациентами, где мы научились определять генетические заболевания и патологии дизэмбриогенеза по клиническим проявлениям, а также разобрали современные технологии оказания медицинской помощи таким больным", - говорит Сергей Ряховский, студент 3 курса ИКМ им. Н.В. Склифосовского.
Также свое мнение высказал Михаил Пчелинцев, студент 3 курса ИКМ им. Н.В. Склифосовского: "Школа организованная ВГМУ была проведена на высоком уровне. Лекции и практические занятия определённо будут иметь отражение в моём личностном и профессиональном росте. Такие события очень важны для молодых учёных, с точки зрения обмена информацией и получения нового опыта. Надеюсь, что ещё поработаем с ВГМУ, напишем совместную статью или займёмся каким-либо проектом".
По окончанию школы всем участникам школы вручили сертификаты и памятные подарки.
Стажировка в Харбинском медицинском университете
«Колоритно. Познавательно. Иногда невероятно!»
(1-30 ноября 2023 г.)
Серегина Валерия (6 курс ИКМ им. Н.В. Склифосовского): "На вопрос: «что меня потрясло в клинике больше всего?» ответить, на самом деле, просто. Система оказания медицинской помощи в Китае (Харбинском госпитале, в отделении гинекологии), действительно, по многим параметрам отличается от Российской. Начну с того, что обрадовало. Это чрезвычайно уважительное отношение пациентов к докторам. Почти все пациенты комплаентны, ответственно выполняют все предписания врачей.
У китайских врачей - очень большая нагрузка: на 6-часовом приеме в поликлинике доктор принимает около 60 пациентов, очередь к врачу начинается уже в кабинете.
В палатах по 3–4 койко-места, но с пациенткой могут лежать 1–2 члена семьи. И наконец, это официальные стандарты лечения средствами китайской народной медицины, (но почти всегда, в сочетании с препаратами с доказанной эффективностью)".
Салпагарова Амина (5 курс ИС им. Е.В. Боровского): "Мы получили опыт в ортодонтическом и хирургическом лечении пациентов с 3 скелетным классом; возможность изучить различные запатентованные техники в ортодонтии - возможность внедрения различных новых ортодонтических конструкций в лечение пациентов, возможность внедрения китайских методов приник пациентов".
Ма Чжонье (6 курс ИКМ им. Н.В.Склифосовского): "Нас очень впечатлила работа наших китайских коллег. Из-за большой численности населения нагрузка на систему здравоохранения в Китае больше, чем в других странах. Во время стажировки мы наблюдали, как в больницах справляются с таким большим потоком пациентов, огромным количеством операций и диагностических процедур. Электронная информационная система работает четко и высокоэффективно, что играет большую роль в эффективной организации работы в больницах. Все это действительно очень впечатляло. Несложно заметить, что новые инструменты и новые технологии уже давно внедрили в рутинную практику".
Лазарчук Арина (6 курс КИДЗ им. Н.Ф.Филатова): "Китайские врачи были очень положительно настроены к нам и не отказывали в просьбах поассистировать на операции или помочь с ведением пациентов: мы участвовали в ежедневных обходах пациентов в отделении, ассистировали на операциях (гистерэктомия, миомэктомия, цистэктомия, билатеральная аднексэктомия, дилатация и кюретаж, взятие биопсии), под руководством китайских врачей вели онкологических пациентов, принимали пациентов в женской консультации".
Ермакова Екатерина (5 курс ИКМ им. Н.В.Склифосовского): "За время стажировки я получила новые знания в диагностике патологии лёгких и средостения, увидела множество интересных кейсов и роботическую торакальную хирургию. Также мне удалось поассистировать на них".
Созонова Екатерина (6 курс ИКМ им. Н. В. Склифосовского, “Врач-исследователь. Предпринимательский трек”):
"Благодаря данной стажировке я познакомилась с технологичным оборудованием в операционных и реанимационных палатах. В первую очередь, меня впечатлило рутинное использование видеоларингоскопов для проведения интубации трахеи, что минимизирует риск непреднамеренной ошибки врача практически до нуля.
Плюсы подобных стажировок несомненны: я получила бесценный опыт в своей будущей профессии, и все полученные знания безусловно пригодятся мне в дальнейшей работе. Стажировка - это также отличная языковая практика, благодаря которой я улучшила свой уровень английского языка для научного общения, получила огромный заряд мотивации для изучения китайского языка. Помимо этого, несомненным плюсом является знакомство с впечатляющей китайской культурой, их традициями, архитектурой, что запомнится навсегда".
И в заключение, возвращаясь к эмоциональному рассказу Серегиной Валерии (6 курс ИКМ им.Н.В.Склифосовского):
"За время стажировки в выходные мы с ребятами успели попутешествовать в другие города: посетили Пекин и Шанхай. Два разных и невероятных мегаполиса. Пекин – культурный с аутентичной атмосферой город, а Шанхай – современный, стильный, индустриальный.
Что удивило: люди, проживающие в разных городах Китая, отличаются друг от друга: стилем, манерой поведения, разговором…
Но очень многие невероятно отзывчивые и добрые!
Поэтому и невероятно в заглавии: Люди в Китае, с которыми нам и пришлось встретиться, удивляли нас своей непринужденной добротой, начиная от кураторов и преподавателей и заканчивая, прохожими на улицах.
Помимо этого, мы тщательно исследовали Харбин, посетили много достопримечательностей. А особенно, нам понравилась чайная церемония и уютный, вкусный ужин, на который нас пригласили доктора из отделения анестезиологии, разговоры с ними о медицине в Китае и России, о Москве…
В общем, мы обогатились еще и культурно-просветительски!
Не могу не отметить, необыкновенно душевное заботливое отношение к нам международного отдела Харбинского медицинского университета. Профессор Лю Янь (руководитель практики) всегда был с нами на связи и помогал в нужную минуту, поэтому мы с ребятами чувствовали, что мы не одни! Мы еще не раз будем вспоминать увлекательные экскурсии – обучения, которые для нас организовал международный отдел, например посещение колледжа, где мы обучились основам китайской народной медицины (моксотерапия, акупунктура).
Каким будет мой основной совет для ребят, желающих пройти стажировку в Харбинском медицинском университете? Заблаговременно знать/выучить китайский язык (начальный уровень). Не утаю, что все-таки возникали некоторые сложности из-за того, что многие врачи не знали английский язык. Но мы с энтузиазмом выходили из трудного положения и к концу стажировки мы все уже не только профессионально пользовались переводчиком, но и выучили много китайских слов и выражений.
И сейчас после месяца практики в Китае, с уверенностью могу сказать, что необходимо ездить на зарубежные стажировки: для нового взгляда на, казалось бы, стандартные процедуры, для общения с коллегами из других стан. Адаптироваться, конечно, тяжело, но это, действительное закаляет и делает будущего врача более конкурентноспособным.
Еще очень много хочется рассказать, в одну статью эмоции и рассказ о полученных знаниях просто не уместить! Эта колоритная, продуктивная поездка, несомненно, внесла уникальный вклад в копилку знаний и формирование мировоззрения!"