Центр Научной Карьеры: врач новой формации формируется со студенческой скамьи

Центр Научной Карьеры: врач новой формации формируется со студенческой скамьи

Медицинский университет, особенно Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, ставит перед своими обучающимися сверхзадачи, формирует интеллектуальные и профессиональные вызовы. С ними нужно уметь справляться быстро, качественно и профессионально. Справился с испытанием – вот тебе новое! И это здорово! Сеченовский университет – это настоящая школа жизни, закалка характера и ума, постоянная тренировка личностных качеств, постоянное совершенствование. Отчасти поэтому, предвкушая жизнь с трудностями и преградами, я выбрал для себя медицинский университет.

В Сеченовский университет я поступил в далеком 2011 году, тем не менее научная среда для меня открылась значительно позже. В свои ранние студенческие годы я познавал базовые медицинские дисциплины и только присматривался к клиническим.

Ни для кого из близких мне людей не секрет, что в ближайшем будущем я собираюсь связать свою жизнь с интереснейшей специальностью – урологией. Однако для многих причины, по которым я выбрал именно эту специальность, остаются загадкой. Утренние клинические разборы пациентов, интересные лекции и практические занятия, разнообразные операции – малоинвазивные, эндоскопические, лапароскопические, робот-ассистированные – все это отчасти повлияло на мой выбор.

На ранних курсах мне казалось, что врачи и ученные – это две разные специальности, два разных образа мысли и это сложно совместимые в одном человеке понятия. Все мое мировоззрение поменяла лекция Дениса Бутнару. Он, можно сказать, открыл мне глаза, в легкой манере изменив мое понимание термина «врач-исследователь». Забавным стечением обстоятельств оказался тот факт, что буквально через несколько дней в Сколково проходила конференция по регенеративной медицине, и, благодаря участию там в качестве волонтера, у меня была возможность прослушать выступления признанных специалистов по данной теме. Среди них были и врачи, и физики, и биологии, и химики – словом, все интересующиеся данным вопросом. Искра, зажжённая Денисом Викторовичем у меня в душе, разгорелась именно на той конференции. Там я узнал абсолютно новый мир медицины на стыке с наукой и инновациями. Все это происходило на 4 курсе моего обучения в Сеченовском университете. Сразу после мероприятия я твердо решил, что хочу творить науку!

Благо, моя школа привила мне любовь к иностранным языкам. После 11 лет учебы уровень английского позволял свободно общаться. Английский оказался очень кстати, ведь на нём читается большая часть лекций на подобных конференциях, ну и, конечно же, львиная доля всей мировой науки «говорит» на английском языке.

Однако уметь разговаривать – еще не значит разбираться в медицинской науке. Тогда, поинтересовавшись, я узнал о Студенческом научном кружке кафедры иностранных языков по английскому языку под руководством профессора Ирины Марковиной. И, по иронии судьбы, как вы уже можете догадаться, именно на первом для меня заседании СНК разбирались актуальные вопросы урологии вместе с Денисом Викторовичем. Судьба сама намекала о том, что мне нужно в науку, и я для себя сделал вывод, что она мне намекает на урологию.

Заседание было организованно на высоком уровне. Два профессионала своей отрасли, Денис Бутнару и Ирина Марковина, подчеркивали, что английский язык – краеугольный камень в профессиональном успехе. Без достойного знания английского невозможно вести грамотный, современный научный поиск и научную работу.

Студенческий кружок кафедры иностранных языков дал мне много нового не только в медицинском, но и в коммуникативном английском, в сфере профессиональной медицинской коммуникации. Язык, который позволяет вести дискуссию на конференции, опрашивать пациента правильно. Правильная медицинская коммуникация сегодня выходит на первый план для врача. Во времена Советского Союза, к большому сожалению, адекватной дискуссии с миром не было, сейчас все изменилось. Мир, в том числе медицинский, стремится к объединению позиций и взглядов. В конечном итоге все это только благотворно сказывается на лечении пациентов и здравоохранении в целом.

На 5 курсе я стал старостой СНК иностранных языков, и на сегодняшний день вместе с командой энтузиастов мы реформировали СНК в Студенческое Научное Общество, которое активно взаимодействует с кафедрами медицинских университетов не только Москвы, но также России и ближнего зарубежья. Таким образом мы хотим достичь повышения культуры профессиональных коммуникаций среди всех доступных для связи специалистов.

Продолжая повествование, хочу упомянуть о месячной практике в конце 4 курса в отделении урологии Первой Градской больницы (под руководством профессора Сергея Котова), которая дала наиболее полное представление о профессии, о ее сложностях и повседневных проблемах, и, что странно для нормального человека, но нормально для медика – только укрепила мое желание в дальнейшем заниматься урологией.

Затем, в начале 5 курса, я поступил в Школу мастерства по урологии (руководитель Евгений Шпоть). Настоятельно рекомендую всем заинтересованным в урологии поступить в Школу. Возможность детального изучения оперативных пособий как в учебной аудитории, так и в операционной, изучение базовых навыков лапароскопии в центре PRAXI MEDICA – еще один аспект урологии, который я начал постигать и советую сделать это вам.

К 6 курсу меня назначили старостой Школы мастерства, и даже сегодня я с удовольствием посещаю занятия вместе с учащимися Школы, всегда узнаю что-то новое, смотрю на давно знакомые вещи по-новому.

К середине 6 курса я смог в соавторстве написать научную статью для журнала «Урология» об очень интересном и новом в нашей стране методе лечения рака простаты – наноножом.

В сентябре 2016 года я полетел на месячную стажировку в больнице Del Mar в Барселоне, в отделении Урологии и трансплантации почки. Это государственная больница, которая в начале 20 века специализировалась на инфекционных болезнях, однако позднее добавились и другие отделения. Больница стала клинической базой для известного Университета Pompeu Fabra. В отделении урологии больницы проходили свою практику студенты 5 и 6 курсов испанского университета, с которыми я имел удачу познакомиться и обсудить вопросы культурных отличий России и Испании. Часть разговоров касалась вопросов различий между системами медицинского образования и вопросов общественного здравоохранения в двух странах.

Вся коммуникация была на английском языке, так что кроме клинической практики, была еще и языковая. Врачи и ординаторы отделения урологии отлично разговаривали на английском (основной язык каталанский, испанский). Сама практика включала в себя изучение разных методов диагностики и лечения пациентов. В клинике активно применяются лапароскопические пособия, но при этом открытые операции также пользуются популярностью. Во многом российские клиники соответствуют, а в некоторых вопросах, даже превосходят испанскую.

В моменты осознания этого гордость за родную клинику на Большой Пироговской не имела предела. Больница в Барселоне оставила положительное впечатление: все врачи были позитивными, лояльными и позволяли активно практиковать полученные мною навыки, проводить локальные андрологические пособия, ассистировать на операциях. Единственное, чего, к сожалению, нельзя было делать – консультировать пациентов. Английский язык среди них не так популярен.

По возвращении в Москву я приступил к своей новой обязанности, к которой я отнесся с большим трепетом и интересом – тьюторство в Центре Научной Карьеры (ЦНК) под руководством профессора Ольги Морозовой.

На отборочном экзамене я смог собрать команду из четырёх студентов 2 и 3 курсов. Команда отлично сработалась! Самое главное, что каждый из них смог начать свой путь в науку! Для меня это был совершенно новый опыт: делиться знаниями, правильно доносить свою мысль, воодушевить молодых студентов, мотивировать на работу, которой они занимаются.

«Курилка Гутенберга», Кембриджское Медицинское общество, международный проект The Doctor as a Humanist (руководитель Джонатан МакФарланд) кружка кафедры иностранных языков – все эти проекты позволяют распространить свои знания, взгляды и мысли не только на студентов Сеченовского университета, но и на студентов других университетов Москвы, России и даже Европы!

Сегодня медицина перестает быть монодисциплиной – теперь она интегрируется с гуманитарными науками, становится ближе к людям. Все это в конечном итоге сможет наилучшим образом остановить рост социально значимых заболеваний в нашей стране и во всем мире!

Очень жаль, что подобного проекта не было в то время, когда я только поступил в наш университет. Я вижу, как ЦНК дает возможность молодым студентам постигать азы, писать статьи, участвовать в исследованиях, постоянно быть в контакте с лидерами своих областей, профессорами, учеными, клиницистами. Для меня большая честь помогать младшим в реализации их великой мечты – стать настоящими, многосторонне развитыми, востребованными по всему миру врачами!

Александр Тивтикян,

Тьютор Центра Научной Карьеры, 

староста СНК кафедры иностранных языков, 

староста СНК урологии.