РАСШИРЯЙ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ!

Система оценивания освоения образовательных программ учащимися – важнейший элемент образования. Необходимость оценивания результатов обучения отмечают все участники образовательного процесса: управленцы, преподаватели, обучающиеся, работодатели.

В Учебном виртуальном комплексе «Первого меда» коучинг-центре «Ментор Медика» создается система, где мнение отдельных экспертов сводится к нулю. Учитывается только коллективное мнение экспертов при разработкелиста экспертного контроля(пример стандарта обученности), в нем четко и недвусмысленно описывается, что должен демонстрировать кандидат.

Во время проведения процедуры контроля, действия кандидата регистрирует в листе экспертной оценки сотрудник центра с функциями не эксперта, а хорошего секретаря.

Дополнительно для избегания конфликтных ситуаций действия кандидата записываются на видео и хранятся в базе данных Системы видеорегистрации.

Наличие системы видеорегистрации является одним из элементов конкретного механизма трех факторов качественного образования для коренного изменения ситуации в лучшую сторону. Подробно с обоснованием выбора именно этих факторов можно ознакомиться в публикации Журнала медицинское образование и профессиональное развитие


Рисунок 1. Факторы качественного образования


Каждый из этих трёх компонентов является системообразующим и взаимодополняющим. То есть каждый из них взятый по отдельности будет не эффективен.

Но, пожалуй, объективизация педагогического контроля – это самый трудоёмкий, с точки зрения его создания и претворения в жизнь элемент системы.

Безусловно, начинается организация объективного педагогического контроля с наличия образовательного стандарта. Как и любой другой стандарт, это документ, который только содержит в себе образ конечного результата деятельности, а в остальном, это документ экономического характера, описывающий, какие условия и ресурсы должны быть привлечены для гарантированного заданного результата. Государственный образовательный стандарт в качестве результатов формулирует, какими качествами должен обладать тот или иной выпускник по программе.

Для того чтобы сформулировать такие цели для практического этапа обучения необходимо, чтобы в отрасли существовали стандарты (протоколы, алгоритмы) профессиональной деятельности. Например, в системе здравоохранения подобные стандарты должны создаваться на основании данных полученных доказательной медициной. В свою очередь, формулировать цели обучения, в вузах нужно опираясь на стандарты и протоколов профессиональной деятельности, с тем, чтобы выпускники в максимальной степени соответствовали этим стандартам. Именно на соответствие целям обучения и должен быть направлен объективный педагогический контроль.

Задания педагогического контроля должны быть достаточно сложны, чтобы сводить к нулю степень вероятности угадывания ответа человеком, который имеет нулевой уровень подготовленности, но при этом, желательно, чтобы любой экзамен имел низкую степень ажиотажа вокруг него, чтобы исключать не только нервозность от участия в нем, но коррупционную емкость. «Не сдал – вернись на предыдущий уровень, подготовься и сдай, как положено. Не можешь – старайся, нет способностей – ищи другое место своего приложения».

Современный образованный человек не обязан обладать большим количеством теоретических знаний и прочей информации, имеющейся в свободном доступе в библиотеках и Интернете, гораздо эффективней быть оснащенным инструментами, техниками и способами работы, базирующимися на знаниях.

Повысить объективность педагогической оценки возможно, если результаты измерений обрабатывать математическими методами и сопровождать характеристиками точности измерений, валидности и надежности.

Внедрение системы симуляционного (имитационного) обучения в сфере здравоохранения позволяет его использовать для объективной оценки не только знаний, но и уровня практического мастерства.

Существуют разные подходы к измерению уровня сформированности мануального профессионального умения.

При этом практикующих специалистов можно оценивать и в ходе их профессиональной деятельности, за исключением редко встречаемых ситуаций. Для объективности целесообразно использовать конкретные критерии или несколько одновременно работающих экспертов, чтобы измерения подвергнуть математической обработке.

Еще одно условие, способствующее объективности педагогического контроля - это документация хода его проведения и результатов. Такой документ сохраняется с целью проведения различных процедур управленческого контроля учебного процесса. Наиболее предпочтительный способ документации - хранение результатов, зарегистрированных компьютером, в т.ч. видеорегистрация выполнения действий.

Наличие такой базы данных позволяет иметь возможность вернуться к результатам обучения конкретного специалиста. Знание о существовании базы данных результатов обучения будет дополнительно стимулировать обучающихся, а также снижать возможности для злоупотреблений со стороны лиц, принимающих экзамен (зачёт).

Самым сложным при создании системы оценки является разработка объективных критериев, по которым сравниваются реальное и идеальное выполнения. Поскольку проще всего регистрировать время реального выполнения, именно оно является наиболее распространённым критерием оценки (в частности в спорте). Появление современных технических средств обучения, к которым относятся виртуальные симуляторы, послужило толчком для развития системы объективной оценки в её наиболее эффективной форме – системе штрафных баллов.

Так, например, функция обратной связи симуляторов позволяет регистрировать целый ряд параметров выполненного действия (длина пройденного пути инструмента, взятого в разные руки, объём введенного лекарственного препарата, скорость проведения массажа сердца и т.п.). В результате получается некий массив информации, который можно экспортировать, обрабатывать, хранить и т.д.

Идеальное выполнение – не достижимо (эталон соответствия) и оценивается в ноль штрафных баллов, а за реальное выполнение испытуемому начисляется «заработанное» количество штрафных баллов.

Штрафные баллы соответствуют реальной практике в медицине. Всем хорошо известен основополагающий постулат медицины «Не навреди!», означающий, что каждым действием, медик рискует нанести вред своему пациенту. Соответственно, чем больше действий, тем больше риск. А помочь пациенту, то есть действовать, надо! При этом, очевидно, что наибольшую опасность для пациента представляют необоснованные, непрофессиональные и неотработанные действия медицинского персонала. Таким образом, принцип сформулированный Гиппократом побуждает применять только обоснованные, профессиональные, отработанные действия. Именно к обучению подобным действиям и мотивирует система штрафных баллов. Бездействие – опасно, но наносит меньший вред, чем неправильные действия. Для того, чтобы продемонстрировать свой уровень подготовки – бездействия не достаточно. Нужно действовать и действовать грамотно!

Результаты оценивания по системе штрафных баллов можно использовать для перевода в оценку по любой шкале, в том числе и традиционной для современной России пятибалльной. Перевод технических баллов в традиционную оценку можно осуществлять с помощью рейтинговой шкалы (порядковой) или интегральной (абсолютной).

При использовании порядковой шкалы результаты учащихся сравнивают между собой: «отлично» получают лучшие 10 %, «хорошо» - следующие 25%, «удовлетворительно» следующие 30% и т.д. Но при этом статистика всегда подсчитывается нарастающим итогом. Если, закончив учебное заведение, кто-то был в разряде лучших, то спустя несколько лет этот же результат на фоне новичков уже не попадает в этот разряд. Поэтому необходимо придти и побить свой рекорд, доказав, что твой уровень соответствует современным параметрам. Этот факт еще раз подтверждает, что данная система оценки наиболее подходящая для непрерывного профессионального образования, которое уместно для развивающихся профессиональных сообществ.

При использовании интегральной шкалы, необходимо установить какие параметры итогового показателя считать приемлемыми для средней оценки (проходного балла), а какие будут указывать на отличную подготовку. В настоящее время ведется научная работа в этом направлении, сравнивается подготовка в учебном классе с успехами в практической деятельности.

Так, например, если при тестовом выполнении по модулю

претендент не будет делать ничего, то соответственно, симулятор зафиксирует по всем параметрам результаты (нет ошибок, нет потраченного времени, но и результаты не достигнуты), что при пересчёте даст 64 200 штрафных баллов. При этом, особенно при исходной оценке, обучающиеся нередко получают гораздо худшие результаты вплоть до 178 000 штрафных баллов. Наглядно видно, что бездействие наносит меньший вред, чем неправильные действия.

Но для того, чтобы пройти аттестацию по этому модулю – бездействия не достаточно. Нужно действовать грамотно, чтобы получить не более 45 000 штрафных баллов.

Предлагаемая система оценки в штрафных баллах с документацией процесса выполнения может быть интегрирована в любую из систем учета оценок.

Система оценки в штрафных баллах достаточно перспективна, поскольку она:

  • Объективна
  • Технологична
  • Повышает мотивацию участников учебного процесса
  • Легко актуализируема

В связи с чем, может быть предложена для широкого применения и будет способствовать выявлению и распространению наиболее эффективных обучающих методик.

Такая объективная система оценки позволяет поддерживать требования к обучаемым на актуальном уровне в течение продолжительного времени, без внесения существенных изменений в саму систему.

Подробно о системе оценки в штрафных баллах можно узнать из публикации: Модель подготовки от Гиппократа. // Качество образования № 6 – 2013. С. 49-54.