Кафедра медицины труда, авиационной, космической и водолазной медицины

<p>
     Кафедра медицины труда, авиационной, космической и водолазной медицины ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) функционирует на базе ФГБНУ «НИИ медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова». <br>
     Заведующий кафедрой, член-корреспондент РАН, профессор, доктор медицинских наук, Заслуженный деятель науки РФ – Бухтияров Игорь Валентинович, директор <a href="http://niimt.ru/" title="Ссылка: http://niimt.ru">ФГБНУ «НИИ медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова»</a>. <br>
     Заведующая учебной частью кафедры – профессор, доктор медицинских наук Татьяна Владимировна Морозова. <br>
     Ученый секретарь кафедры – профессор, доктор медицинских наук Лариса Васильевна Походзей.
</p>
<p align="center">
<b>Структура кафедры</b>
</p>
<p>
     На кафедре работают ведущие специалисты страны по проблемам гигиены труда, профпатологии, клинической лабораторной диагностики, авиационной, космической и водолазной медицины: 6 докторов и 5 кандидатов медицинских и биологических наук.
</p>
<p align="center">
<b>Образовательная деятельность</b>
</p>
<p>
     В учебной и научно-исследовательской деятельности кафедра использует клиническую и лабораторную базу ФГБНУ «НИИ медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова», располагает необходимым количеством помещений для проведения учебных занятий, оборудованных современными средствами обучения. В распоряжении слушателей и студентов библиотечный фонд ФГБНУ «НИИ медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова» и кафедры.
</p>
<p>
     Кафедра организует и осуществляет учебную, учебно-методическую, научную и лечебную деятельность с целью подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и научно-педагогических кадров по специальностям «Гигиена труда», «Профпатология», «Гигиена и санитария», «Клиническая лабораторная диагностика», «Авиационная и космическая медицина», «Водолазная медицина» на основе единства учебной, научной, лечебной и воспитательной работы путем реализации образовательных программ высшего профессионального, послевузовского профессионального образования, а также образовательных программ дополнительного профессионального образования. <br>
     Главной задачей кафедры является подготовка высококвалифицированных кадров, обладающих глубокими теоретическими и практическими знаниями, высоким уровнем профессионализма и компетентности по избранной специальности или направлению. Решая эту задачу, кафедра проводит учебные занятия в форме очного, очно-заочного, а также дистанционного обучения. В основу учебно-педагогической работы положена концепция непрерывного образования по модульной системе и реализация компетентностного подхода.
</p>
<p>
     На кафедре проходят обучение врачи-терапевты, врачи-профпатологи, врачи разных специальностей, принимающие участие в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров, врачи по авиационной и космической медицине, врачи по водолазной медицине, специалисты служб Роспотребнадзора и ФБУЗ, инженерно-технический персонал служб охраны труда и техники безопасности предприятий и организаций, научные работники НИИ и преподаватели ВУЗов, средний медицинский персонал.
</p>
<p>
     Слушатели получают современную теоретическую и практическую подготовку по организации медицинской помощи при развитии профессиональных заболеваний, проведению экспертизы профпригодности и установлению связи заболевания с профессией, предварительных и периодических медицинских осмотров, организации работы центров профпатологии и медицины труда и др. В ходе обучения они знакомятся с новейшим медицинским и диагностическим оборудованием и современными методами диагностики и лечения заболеваний на базе Клиники ФГБНУ «НИИ МТ» (ДНК-технологии, генетический, биохимический полиморфизм, биомаркеры экспозиции, нанотехнологии и др.).
</p>
<p>
     Слушатели также изучают основы гигиенического нормирования факторов рабочей среды и трудового процесса, их клинические проявлений воздействия на человека, методы и средства контроля и защиты от их неблагоприятного влияния на здоровье, готовятся к проведению специальной оценки условий труда, обучаются методологии оценки профессионального риска и основам организации системы социально-гигиенического мониторинга.
</p>
<p>
     Специалисты в области авиационной, космической и водолазной медицины изучают влияние условий труда и факторов профессиональной среды на здоровье и работоспособность работников с целью оптимизации эффективности их труда, снижения заболеваемости и продления профессионального долголетия.
</p>
<p>
     В учебные циклы включены материалы по оценке и управлению профессиональным риском для здоровья и их информационному обеспечению с учетом современных концепций ВОЗ, МОТ и Евросоюза.
</p>
<p>
     В учебный процесс активно внедряется такое инновационное направление развития послевузовского образования как дистанционное обучение, включая проведение вебинаров, и кредитная система зачетных единиц общей учебной нагрузки (ECTS). С целью обеспечения слушателей дополнительными углубленными знаниями и умениями по отдельным направлениям вводятся элективные курсы.
</p>
<p>
     Формируется комплекс электронного образования: дистанционные кейсовые технологии, веб-технологии, виртуальные читальные залы и электронная библиотека. У работников практического здравоохранения есть возможность получать новейшие знания online.
</p>
<p>
     На кафедре внедрена система менеджмента качества (СМК), построенная в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2011, что стимулирует внедрение и поддержание в постоянно высоком работоспособном состоянии технологий образовательного процесса.
</p>
<p align="center">
<b>  Основные образовательные направления деятельности кафедры</b>
</p>
<p>
     Реализуемые программы ВО:
</p>
<p>
     • Ординатура по специальностям
</p>
<p>
     - «Гигиена труда»
</p>
<p>
     - «Профпатология»
</p>
<p>
     - «Клиническая лабораторная диагностика».
</p>
<p>
     - «Авиационная и космическая медицина»
</p>
<p>
     • Аспирантура по специальностям
</p>
<p>
     - «Гигиена труда»
</p>
<p>
     - «Профпатология»
</p>
<p>
     - «Клиническая лабораторная диагностика».
</p>
<p>
     - «Авиационная и космическая медицина»
</p>
<p>
     Реализуемые программы ДПО:
</p>
<p>
     • Профессиональная переподготовка по специальностям (576 ч.)<br>
     - «Гигиена труда»
</p>
<p>
     - «Профпатология»
</p>
<p>
     - «Авиационная и космическая медицина»
</p>
<p>
     - «Водолазная медицина»<br>
     • Повышение квалификации по программам (144 ч.):
</p>
<p>
     - Профпатология - ПК(С)
</p>
<p>
     - Гигиена труда - ПК(С)
</p>
<p>
     - Гигиена и санитария - ПК(С)
</p>
<p>
     - Авиационная и космическая медицина - ПК(С)
</p>
<p>
     - Водолазная медицина - ПК(С)
</p>
<p>
     - Медицинское обеспечение водолазных спусков на малые и средние глубины для средних медработников - ПК
</p>
<p>
     - Актуальные вопросы авиационной и космической медицины для врачей - ПК
</p>
<p>
     - Избранные вопросы авиационной и космической медицины для средних медицинских работников - ПК
</p>
<p>
     • Повышение квалификации по программам краткосрочного обучения (72ч.):
</p>
<p>
     - Актуальные вопросы профпатологии
</p>
<p>
     - Актуальные вопросы гигиены труда
</p>
<p>
     - Методы контроля факторов рабочей среды и трудового процесса. Специальная оценка условий труда
</p>
<p>
     - Избранные вопросы водолазной медицины
</p>
<p>
     - Актуальные вопросы авиационной и космической медицины для врачей
</p>
<p>
     - Избранные вопросы авиационной и космической медицины для средних медицинских работников
</p>
<p align="center">
<b>Учебно-методические достижения.</b>
</p>
<p>
     Впервые в России сотрудниками кафедры подготовлены учебники, ориентированные на последипломную подготовку врачей гигиенического и лечебного профиля:
</p>
<p>
     - Медицина труда. Введение в специальность (2002 г.)
</p>
<p>
     - Физические факторы производственной и природной среды. Гигиеническая оценка и контроль (2003 г.)
</p>
<p>
     - Гигиена труда: учебник (2016 г.)
</p>
<p>
     - Профессиональные болезни: учебник (2011 г.) <br>
<br>
</p>
<p>
     В плане совершенствования преподавания данной проблемы выпущено руководство Профессиональный риск для здоровья работников (2003 г.).
</p>
<p>
     При участии сотрудников кафедры разработаны:
</p>
<p>
     - Российская энциклопедия по охране труда (2003г.)
</p>
<p>
     - Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»
</p>
<p>
     - Энциклопедия по медицине труда (2005)
</p>
<p>
     - Профессиональная патология: национальное руководство (2011) и др. 
</p>
<p align="center">
<b>Научная деятельность кафедры осуществляется по следующим направлениям:</b>
</p>
<ul type="disc">
    <li>Разработка теоретических основ установления общих закономерностей и механизмов влияния факторов производственной и непроизводственной среды и трудового процесса на здоровье работающих с целью обоснования эффективных методов профилактики, диагностики и лечения профессиональных и производственно обусловленных заболеваний.</li>
    <li>Совершенствование и разработка новых профилактических технологий, обеспечивающих гигиеническую безопасность труда, сохранение здоровья рабочих;</li>
    <li>Новые клеточные технологии в клинике основных форм профессиональных и производственно обусловленных заболеваний, ДНК - диагностики генетического биохимического полиморфизма.</li>
    <li>Разработка научных основ профилактики медико-социальных последствий психоэмоционального стресса у работающих.</li>
    <li>Разработка научно обоснованных подходов к оценке и управлению профессиональным риском с учетом современных концепций ВОЗ, МОТ, ЕВРОСОЮЗА.</li>
    <li>Разработка моделей подготовки специалистов по гигиене труда, профпатологии, клинической и лабораторной диагностике, гигиене и санитарии, авиационной и космической медицине, водолазной медицине;</li>
    <li>Обоснование и внедрение медицинских и психофизиологических методов и средств оценки систем обеспечения жизнедеятельности, сохранения высокого уровня умственной и физической работоспособности, профессионального долголетия авиационных и водолазных специалистов. </li>
    <li>Совершенствование и разработка новых методов оперативного врачебного контроля за здоровьем, функциональным состоянием и работоспособностью экипажей авиационных и космических летательных аппаратов, а также эргономических требований к бортовым и наземным средствам наземного контроля. </li>
    <li>Разработка и обоснование медицинских предложений по совершенствованию методов врачебно-летной экспертизы, восстановительных и реабилитационных мероприятий с учетом перспектив развития авиационных и космических летательных аппаратов.</li>
</ul>
<p>
     В рамках Федеральной целевой программы «Национальная система химической и биологической безопасности» совместно с Международным агентством по исследованиям рака Всемирной организации здравоохранения ведётся работа по теме «Крупномасштабное историческое когортное исследование оценки риска смерти от онкологических заболеваний органов дыхания среди работников занятых добычей и обогащением хризотилового асбеста».
</p>
<p>
     Специалисты кафедры участвовали и в настоящее время принимают активное участие в реализации федеральных целевых программ: «Улучшение условий и охрана труда», «Экология и природные ресурсы России», «Здоровый ребенок», «Безопасное материнство» и президентской программы «Здоровье работающего населения России на 2005-2015 гг.».
</p>
<p>
     Специалисты кафедры участвует в выполнении работ по международным научно-исследовательским программам и в работе международных форумов в Финляндии, Швеции, Франции, Италии, Индии, Китае, Вьетнаме, Болгарии и др.
</p>
<p>
<b>Достижения за 5-летний период (с 2013 г. по наст. время)</b>
</p>
<br>
<table border="1" cellspacing="0" cellpadding="0">
<tbody>
<tr>
    <td>
        <p>
              №
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
              Показатель
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
              Количество
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
              1
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
              Учебники
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
                       4
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
              2
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
              Учебные пособия (включая электронные)
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
                       -
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
              3
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
              Хрестоматии
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
                       -
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
              4
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
              Атласы
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
                       -
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
              5
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
              Руководства
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
                       3
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
              6
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
              Авторские программы
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
                       -
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
              7
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
              Монографии
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
                       3
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
              8
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
              Статьи в журналах ВАК
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
                      88
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
              9
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
              Статьи в журналах Scopus, WoS
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
                      80
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
              10
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
              Методические указания
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
                      89
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
              11
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
              Патенты / полезные модели
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
                      14
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
              12
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
              СанПины
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
                       1
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
              13
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
              Законы
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
                       -
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
              14
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
              Федеральные программы
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
                       1
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
              15
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
              Доклады на международных конференциях
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
                      78
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
              16
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
              Доклады на всероссийских конференциях
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
                      59
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
              17
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
              Подготовлено кандидатов наук
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
                       2
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
              18
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
              Подготовлено докторов наук
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
                       1
        </p>
    </td>
</tr>
</tbody>
</table>
<br>
<p>
</p>