Учебные и учебно-тематические планы сертификационных циклов и циклов профессиональной переподготовки по специальности клиническая иммунология и аллергология соответствуют образовательным стандартам и утверждены учебно-методическим советом ИПО.
Расписание занятий циклов усовершенствования и профессиональной переподготовки полностью соответствуют Образовательному стандарту. Расписание составляется в соответствии с учебной программой, учебными и учебно-тематическими планами.
Освоение дисциплин осуществляется через теоретический и практический курс обучения.
Теоретический курс базируется на изучении и знании фрагментов фундаментальных дисциплин, представляемых на лекциях, семинарских занятиях, при самоподготовке.
Практический курс обучения включает практические занятия, клинические разборы больных.
Преподавание ведется по модульному принципу с использованием активных форм обучения (учебно-реферативная конференция, семинар – конференция, семинар - дискуссия, семинар — обмен опытом).
Структура циклов последипломного обучения врачей по аллергологии и иммунологии
№ п/п |
Наименование цикла |
Вид обучения (условное обозначение) |
Контингент |
Продол-житель-ность обучения (в мес.) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1 |
Аллергология и иммунология |
Специализация (профессиональная переподготовка) — С |
Врачи с базовыми специальностями высшего медицинского образования "040100 лечебное дело", "040200 педиатрия", |
576 |
||
2 |
Аллергология и иммунология |
Специализация (профессиональная переподготовка) — С |
Врачи с базовыми специальностями высшего медицинского образования "040100 лечебное дело", "040200 педиатрия". |
504 |
||
Сертификационное усовершенствование |
||||||
2 |
Аллергология и иммунология (цикл для подготовки врача к сдаче экзамена на получение сертификата специалиста) |
СУ |
Врачи аллергологи-иммунологи |
144 |
||
Тематическое усовершенствование (ТУ) без выдачи сертификата специалиста |
||||||
3 |
Клиническая иммунология и аллергология |
ТУI |
Заведующие и врачи аллергологических отделений, кабинетов, больниц и поликлиник |
144 |
||
4 |
Диагностика и терапия аллергических заболеваний и иммунодефицитных состояний. |
ТУ2 |
Врачи всех специальностей лечебного профиля лечебно-профилактических учреждений |
144 |
||
5 |
Аллергология и основы иммунологии |
ТУ3 |
Врачи всех специальностей лечебного профиля лечебно-профилактических учреждений |
72 |
Структура и содержание учебных и учебно-тематических планов обучения на кафедре клинической иммунологии и аллергологии
Учебный план
сертификационного (аттестационного) усовершенствования
«Аллергология и иммунология»
N |
Разделы |
Количество часов |
I |
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА |
|
|
1.1. КЛИНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА |
227 |
|
В т.ч. по смежным специальностям |
36 |
|
1.2.ПОДГОТОВКА ПО ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ |
18 |
|
1.3 ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ |
8 |
I I |
ЭЛЕКТИВЫ |
29 |
I I I |
ЭКЗАМЕН |
6 |
|
ИТОГО: |
288 |
Учебный план
цикла специализации (профессиональной переподготовки)
N |
Разделы |
Количество часов |
I |
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА |
513 |
|
1.1. КЛИНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА |
456 |
|
В т.ч. по смежным специальностям |
80 |
|
1.2.ПОДГОТОВКА ПО ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ |
40 |
|
1.3 ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ |
17 |
I I |
ЭЛЕКТИВЫ |
57 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ «КЛИНИЧЕСКАЯ ИММУНОЛОГИЯ»
для студентов лечебного факультета 4 курса очной формы обучения, 5 курса очно-заочной формы обучения
п/№ |
Название тем ЛЕКЦИЙ учебной дисциплины |
Семестр |
8 |
||
1. |
Строение и функция иммунной системы. Основы общей иммунологии для практикующего врача |
2 ч |
2. |
Первичные и вторичные иммунодефициты. Принципы и возможности иммунокорригирующей терапии. |
2ч |
3. |
Мукозальный иммунитет. Дисбиозы. |
2ч |
4. |
Основы аллергологии: современное представление об аллергическом процессе, принципы аллергодиагностики и лечения. АСИТ. |
2ч |
5. |
Из практики аллерголога: поллинозы, аллергический ринит, бронхиальная астма. |
2 ч |
6. |
Иммунозависимые дерматозы |
2ч |
|
Итого |
12ч |
п/№ |
Название тем ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ учебной дисциплины |
Объем по семестрам |
8 |
||
1. |
Современная методы оценки иммунного статуса человека.
|
2ч |
2. |
Карта развернутого иммунологического обследования. Как врачу читать иммунограмму?
|
2ч |
3. |
Иммунодефицитные состояния 1. ИДС – что это? (Классификация иммунодефицитов. Клинические и иммунологические критерии постановки диагноза) 2. Первичные иммунодефицитные состояния. Современное состояние проблемы. Алгоритм действия врача общей практики (Классификация. Признаки, настораживающие в отношении первичных ИДС. Как вовремя распознать и что делать дальше) 3. Возможности терапии первичных иммунодефицитов. Как вводить препараты иммуноглобулинов (кто, где, как, сколько?) 4. Вторичные иммунодефицитные состояния. Классификация. Причины формирования. 5. Персистирующие вирусные инфекции как причина вторичных ИДС. Как диагносцировать хронические рецидивирующие герпесвирусные инфекции (простой герпес, ЦМВ, ВЭБ, синдром хронической усталости)? 6. Феномен солидарности слизистых оболочек. Что об этом должен знать современный врач? 7. Очаги хронической инфекции как причина формирования иммунодефицитных состояний. 8. Часто и длительно болеющие дети и взрослые (ЧДБ). Что делать лечащему врачу? 9. Пероральные бактериальные лизаты (Рибомунил, Бронховаксом, Бронхомунал). Возможности применения. Доказательная база. 10. Дисбиозы. Миф или реальность? Возможности коррекции. 11. Современные пробиотики (препараты, зарегистрированные в РФ, производитель, схемы применения, доказательная база) |
4ч |
4. |
Основы и принципы иммунокоррекции. Как грамотно назначать иммуномодуляторы?
|
2ч |
5. |
Вакцины
|
2ч |
6. |
Аллергология-1 1. Кратко об иммунологической сущности гиперчувствительности немедленного типа (краткая характеристика патохимической и иммунологической стадии). Типы ГНТ, известные современному врачу. 2. Аллергены. Что есть аллерген и какие они бывают. IgE-зависимые заболевания – что это? Строение иммуноглобулина E. 3. Аллерген-специфическая иммунотерапия (АСИТ). Что это? 4. Кожные пробы: что это, как ставить и как интерпретировать? 5. Специфические IgE. (Кому назначать, как делается, как интерпретировать?) 6. Препараты для пероральной АСИТ 7. Поллинозы. График цветения растений в Московской области. 8. Как лечить аллергический ринит современному врачу? 9. Современные антигистаминные препараты. 10. Аллергическая бронхиальная астма. Как диагносцировать аллергическую бронхиальную астму и каковы особенности ведения и лечения таких пациентов? 11. «Молекулярная аллергодиагностика – будущее аллергологии сегодня
|
4ч |
7. |
Аллергология-2 1. Молекулярная аллергодиагностика – будущее аллергологии сегодня. 2. Аллергокомпоненты – что это? (Кратко о структуре, биохимических и физико-химических свойствах аллергокомпонентов) 3. Перекрестная реактивность. Что это? Примеры первичных и перекрестно-реагирующих аллергокомпонентов 4. Классификация аллергокомпонентов по принадлежности к белковым семействам 5. Применение компонентной диагностики для оценки прогноза тяжести аллергических реакций 6. Применение компонентной диагностики для оценки прогноза эффективности АСИТ 7. Преимущества компонентной аллергодиагностики перед традиционными методами аллергообследования 8. Пищевая аллергия 9. Инсектная аллергия
|
2ч |
8. |
Иммунология репродукции 1. Иммунология беременности. Роль трофобласта и плаценты. Иммунологические взаимоотношения матери и плода 2. Механизмы невынашивания беременности. Причины бесплодия 3. Резус-конфликт в диаде мать-плод. Иммунный механизм. Диагностика 4. Причины мужского бесплодия. Механизмы. 5. Причины женского бесплодия. Механизмы. 6. Современный подход к лечению урогенитальных инфекций. Возможности иммуномодулирующей терапии. 7. Генитальный герпес. Герпетическая инфекция новорожденных. 8. ВПЧ-инфекция |
2ч |
9. |
Иммунология гистосовместимости, толерантности и аутоагрессии 1. Естественная иммунологическая толерантность: аутотолерантность и её механизмы, выбор между активацией и анергией 2. Иммунологически привилегированные органы. 3. Аутоиммунная патология: причины нарушения аутотолерантности, генетические аспекты, иммунологические механизмы. 4. Генетика гистосовместимости. 5. Трансплантационный иммунитет. 6. Трансплантация костного мозга. 7. Пересадка органов в клинической практике. 8. Реакция отторжения трансплантата. Основные направления профилактики отторжения трансплантата 9. Реакция трансплантат против хозяина. 10. Подбор донора при трансплантации органов.
|
2ч |
10. |
ЗАЧЕТ |
2ч |
|
ИТОГО |
24ч |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ИММУНОЛОГИЯ» для студентов 4 курса, обучающихся по специальности «медицинская биохимия», «медицинская биофизика».
п/№ |
Название тем ЛЕКЦИЙ учебной дисциплины |
Семестры |
|
6 |
7 |
||
1. |
Определение иммунологии, предмет и задачи. Основные этапы развития иммунологии. Этапы иммунного ответа. Строение и функции иммунной системы. Характеристика клеток иммунной системы. |
2 ч |
|
2. |
Миелоидные клетки как основа врождённого иммунитета. Фагоцитоз. Понятие о врождённом иммунном ответе. Основы распознавания «чужого» и «опасного» - PRR. Клеточные и молекулярные механизмы врожденного иммунитета. Сигнальные каскады. |
2ч |
|
3. |
Система Т-лимфоцитов, характеристика, происхождение, их дифференцировка в тимусе. Формирование Т-клеточного антигенсвязывающего рецепторного комплекса. Селекция аутореактивных Т-лимфоцитов. Образование аутореактивных Т-регуляторных (супрессорных) клеток в тимусе. Маркеры Т-клеток, покидающих тимус. Экстизионные кольца. |
2ч |
|
4. |
Система В-лимфоцитов, характеристика, дифференцировка в костном мозге. Формирование В-клеточного рецептора. Отрицательная селекция и редактирование рецептора В-лимфоцитов. Аффинное созревание. Презентация антигенов В-лимфоцитами фолликулярным Т-хелперам.Образование Т-клеток памяти и плазматических клеток. Переключение на продукцию иммуноглобулинов разных классов. В-1 клетки, их отличия от В-2 лимфоцитов. Иммуноглобулины, строение и функции. |
2ч |
|
5. |
Иммунный ответ на патогены. Воспалительный ответ. Презентация антигенов Т-лимфоцитам. Формирование Т-хелперов Тх1, Тх 2, Тх 17 или Т-регуляторных (супрессорных) клеток. Эффекторные механизмы клеточного и гуморального адаптивного иммунитета. Формирование клеток иммунной памяти. Вторичный ответ. Контроль и регуляция иммунного ответа |
2 ч |
|
6. |
Иммунная толерантность, характеристика. Клонально-селекционная теория иммунитета Бернета. Поддержание центральной и периферической толерантности по отношению аутоантигенам и к миробиому(нормальной микрофлоре). |
2ч |
|
7. |
Иммунная эвазия патогенов – сформированная в процессе эволюции способность ускользать от иммунных реакций и регулировать иммунный ответ. К иммунопатогенезу вирусных, бактериальных и паразитарных инфекций. |
|
2ч |
8. |
Иммунная система как фактор агрессии по отношению к организму. Основные механизмы развития иммунопатологических процессов. Аутоиммунная патология, классификация, иммунодиагностика. Гиперчувствительность немедленного и замедленного типов, аутоиммунные реакции, иммунокомплексная патология. |
|
2ч |
9. |
Первичные иммунодефицитные состояния |
|
2ч |
10. |
Мукозальный иммунитет и дисбиозы слизистых оболочек. Методы диагностики и принципы лечения.
|
|
2ч |
11. |
Вторичные иммунодефицитные состояния |
|
2ч |
12. |
Основы аллергологии: современное представление об аллергическом процессе. IgE-опосредованные заболевания. Принципы аллергодиагностики и лечения. АСИТ. |
|
2ч |
13. |
Поллинозы. Аллергический ринит, конъюнктивит. Атопическая бронхиальная астма. |
|
2ч |
14. |
Атопический дерматит. Иммунозависимые дерматозы. |
|
2ч |
15. |
Иммунотерапия, определение, виды. Иммунокоррекция в клинической иммунологии. Мишеневая терапия моноклональными антителами. Иммунопрофилактика. Вакцины нового поколения. |
|
2ч |
|
Итого 30 ч |
12ч |
18ч |
п/№ |
Название тем ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ учебной дисциплины |
Объем по семестрам |
|
6 |
7 |
||
1. |
Организация иммунологической лаборатории. Боксы биологической безопасности. Правила работы с иммунокомпетентными клетками. |
2ч |
|
2. |
Методы выделения иммунокомпетентных клеток из периферической крови человека. Камера Горяева. Камера Нейбауэра. |
2ч |
|
3. |
Культура клеток. Принципы работы с клеточными линиями. |
2ч |
|
4. |
Маркеры и рецепторы иммунокомпетентных клеток, методы их выявления. Проточная цитофлюориметрия. Субпопуляции лимфоцитов. |
2ч |
|
5. |
PRR рецепторы. Основы распознавания «чужого» и «опасного». Примеры PAMP. Сигнальные каскады. |
2ч |
|
6. |
Миелоидные клетки как основа врождённого иммунитета. Фагоцитоз. |
2ч |
|
7. |
Цитокины, общая характеристика, классификация. Цитокиновая сеть. Цитокиновые семейства, их рецепторы. Система цитокинов, количественные и биологические методы тестирования ИЛ-1,ФНО,ИЛ-2 и др |
2ч |
|
8. |
Главный комплекс гистосовместимости. Антигены гистосовместимости I и II класса. Инбредные и конгенные линии мышей |
2ч |
|
9. |
Антигены. Механизм распознавания антигена. Взаимодействие клеток в иммунном ответе. Активация лимфоцитов. Методы оценки. |
2ч |
|
10. |
Антитела. Структура и функции антител. Методы получения антител. Количественные и качественные методы тестирования иммуноглобулинов (ИФА, РИА, иммунодиффузия, иммуноблоттинг). |
2ч |
|
11. |
Оценка системы цитокинов. Методы тестирования цитокинов (интерлейкины, ФНО и др.). Иммуноферментные тест-системы. |
2ч |
|
12. |
Система интерферонов человека. Интерфероны I и II типа. Оценка системы интерферонов. Интерфероновый статус. |
2ч |
|
13. |
Лимфоидные клетки врождённого иммунитета - NK клетки. Методы оценки функциональной активности натуральных киллеров человека. |
2ч |
|
14. |
Контрольное занятие |
2ч |
|
1. |
Возможности современной лабораторной иммунодиагностики Оценка иммунной системы человека. Тесты 1 и 2 уровней. |
|
3ч |
2. |
Карта развернутого иммунологического обследования. Иммунограмма. Интерпретация результатов. |
|
3ч |
3. |
Первичные иммунодефицитные состояния (ИДС). Иммунологические нарушения, принципы диагностики и коррекции. Основы заместительной терапии внутривенными иммуноглобулинами (ВВИГ). Разбор историй болезни. |
|
3ч |
4. |
HLA-система гистосовместимости человека. (ПЦР, микролимфоцитотоксический тест, гомозиготное типирование). Иммунобиологические основы трансплантации органов и роль иммунологических исследований в клинической трансплантологии. |
|
3ч |
5. |
Иммунные реакции реакций клеточного типа (отторжение трансплантата, РТПХ, ГЗТ и др.). Трансплантомика и биомаркеры: перспективные пути решения основных проблем трансплантологии. |
|
3ч |
6. |
Вторичные ИДС. Иммунологические нарушения при вторичных ИДС. Принципы лабораторной диагностики. Современные подходы к терапии вторичных ИДС. |
|
3ч |
7. |
Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Характеристика ВИЧ-1 и ВИЧ-2, основные гены, белки. Стадии ВИЧ инфекции. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), клинико-лабораторные критерии. |
|
3ч |
8. |
Иммунокорригирующая терапия: иммуностимуляторы, иммунодепрессанты и иммуномодуляторы. Классификация иммуномодуляторов. Основные принципы иммунокоррекции. |
|
3ч |
9. |
Иммунобиологические препараты. Иммунная биотехнология. |
|
3ч |
10. |
Иммунопрофилактика. Национальный календарь прививок РФ. Вакцины нового поколения. |
|
3ч |
11. |
Ig-E опосредованные заболевания. Методы диагностики. Кожные пробы. |
|
3ч |
12. |
Аллерген-специфическая иммунотерапия (АСИТ). |
|
3ч |
13. |
Новые подходы к аллергодиагностике. Молекулярная аллергология. |
|
3ч |
14. |
Контрольное занятие |
|
3ч |
|
ИТОГО: 70ч |
28ч |
42ч |