Учебный раздел



ВНИМАНИЕ!
В связи с сохраняющейся угрозой распространения коронавирусной инфекции, посещение студентами семинарских занятий на клинической базе кафедры возможно только строго при наличии шапочки, халата, маски, бахилл. При нарушении данного требования, студенты к занятиям допускаться не будут.

Сбор студентов в начале цикла по инфекционным болезням будет проходить на клинической базе кафедры (8-я улица Соколиной Горы, дом 15, ИКБ №2) в 08.15 в корпусе "Б" (главный вход в ИКБ №2, на первом перекрестке перед корпусом "А" повернуть налево, пройти вдоль корпуса "А").


Учебной частью кафедры заведует к.м.н., доцент Колаева Наталья Викторовна.

Конечной целью изучения дисциплины "Инфекционные болезни" является формирование умений, знаний, навыков, обеспечивающих соответствие выпускника квалификационной характеристике врача по специальностям "лечебное дело" 31.05.01, "педиатрия" 31.05.02, "медико-профилактическое дело" 32.05.01., "стоматология" 31.05.03.

С информацией об учебных планах по различным специальностям можно ознакомиться на Портале Университета.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

I . Собирать и анализировать информацию о состоянии здоровья пациента:
- целенаправленно и активно выявлять жалобы больного, собирать анамнез заболевания, эпиданамнез;
- производить осмотр и физикальное обследование пациента;
- выявлять ведущие симптомы заболевания;
- оценивать степень тяжести состояния больного;
- обосновывать план лабораторного и инструментального обследования;
- анализировать результаты бактериоскопических, бактериологических, иммунологических, иммуногенетических, аллергологических, биохимических методов исследований.

II . Владеть алгоритмом постановки клинического диагноза, назначения и обоснования лечения и профилактических мероприятий при неосложнённых формах дизентерии, бактериальных пищевых отравлений, ОРВИ, гриппа, вирусных гепатитов, детских воздушно-капельных инфекций, рожи, гельминтозов.
III . Диагностировать заболевание и оказывать экстренную врачебную помощь на догоспитальном и госпитальном этапах, определять тактику медицинской помощи при неотложных состояниях:
- инфекционно-токсическом шоке;
- дегидратационном шоке;
- анафилактическом шоке;
- отёке-набухании головного мозга;
- острой дыхательной недостаточности;
- острой почечной недостаточности;
- острой печёночной недостаточности;
- острой надпочечниковой недостаточности;
- церебральной форме малярии (малярийной коме).

IV . Владеть алгоритмом постановки предварительного диагноза, обосновать направление больного в инфекционный стационар с диагностической, лечебной или противоэпидемической целями при тифо-паратифозных заболеваниях, холере, ботулизме, малярии, геморрагических лихорадках, чуме, туляремии, бруцеллёзе, лептоспирозе, сибирской язве, столбняке, бешенстве, ВИЧ-инфекции, менингококковой инфекции, орнитозе, риккетсиозах, иксодовых клещевых боррелиозах, клещевом энцефалите.

V . Решать вопросы медицинской деонтологии при общении с инфекционным больным и его родственниками.

VI . Уметь использовать в практической работе с инфекционными больными методы личной профилактики.

VII . Самостоятельно работать с учебной, справочной, научной литературой.


В результате изучения дисциплины студент должен знать:

I . Клинические симптомы и синдромы инфекционных заболеваний, их осложнений, проявления неотложных состояний с позиций патогенеза.

II . Принципы диагностики инфекционных заболеваний, их лечения и профилактики.

III . Принципы классификации инфекционных заболеваний.

IV . Показания к госпитализации и правила госпитализации инфекционных больных.

V . Правила заполнения медицинской документации при первичном выявлении инфекционного больного.
Контроль за достижением цели обучения проводится на курсовом экзамене.


Курсовой экзамен осуществляется в 3 этапа:

1. Курация больного с инфекционной патологией, написание учебной истории болезни (проводятся в течение цикла занятий в 10 семестре).

2. Централизованный тестовый контроль по всем темам курса инфекционных болезней (материал лекций, практических занятий, тем для самоподготовки). Контроль осуществляется по окончании цикла 10 семестра.

3. Собеседование с экзаменатором по двум клиническим ситуационным задачам проводится во время весенней сессии по окончании 10 семестра.


Требования к написанию тестового контроля.

Тестовый контроль включает 52 задания (50 на факультете МПФ) по материалам лекций, практических занятий и тем для самостоятельной подготовки по курсу инфекционных болезней. На каждый вопрос необходимо выбрать от 1 до 5 правильных ответов из числа пяти предложенных.

Зачёт по тестовому контролю предполагает наличие 70% правильных ответов на поставленные вопросы.


Требования к собеседованию по ситуационным задачам.

Правильный ответ по ситуационной задаче предполагает знание алгоритма диагностического поиска (см. эталоны решения задач в учебных пособиях). Студент должен назвать диагностически значимые синдромы и симптомы заболевания, выявить динамику их развития, оценить тяжесть состояния больного, определить клиническую форму и вариант течения болезни, обозначить круг дифференциально-диагностического поиска, наметить тактику ведения больного (обследование, лечебные мероприятия на догоспитальном и госпитальном этапах), обосновать свои ответы с позиций этиологии и патогенеза заболевания.


Критерии оценки устного ответа студента на экзамене.

«Отлично» - дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний при решении задачи. Знания демонстрируются на фоне междисциплинарных связей, доказательно поставлен диагноз, предложены правильные компоненты тактики лечения больного. В ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность понятий. Ответ изложен литературным языком с использованием медицинской терминологии, логичен, доказателен, демонстрирует авторскую позицию обучающегося. Могут быть допущены незначительные недочеты в определении понятий и решении задачи, исправленные обучающимся самостоятельно в процессе ответа.

«Хорошо» - дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний при решении ситуационной задачи. Знание демонстрируется на фоне междисциплинарных связей, доказательно поставлен диагноз; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность понятий. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. В ответе допущены недочеты, исправленные обучающимся с помощью уточняющих вопросов преподавателя.

«Удовлетворительно» - дан неполный ответ, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения. Допущены грубые ошибки при решении ситуационной задачи вследствие непонимания обучающимся несущественных признаков и связей. Выводы в ответе требуют коррекции, сформулированной грубыми ошибками, устраняются обучающимся после уточняющих вопросов преподавателя. Умение раскрыть конкретные проявления обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

«Неудовлетворительно» - дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме ситуационный задачи с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа, обучающегося не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.


Учебно-методический комплекс (УМК).

Студенты всех факультетов, проходящих обучение на кафедре инфекционных болезней, имеют возможность воспользоваться материалами УМК, находящимися в учебной части кафедры.


Информация о наличии специальных условий для обучения инвалидов на кафедре инфекционных болезней МПФ.

Кафедра инфекционных болезней располагается на базе ИКБ №2 г. Москвы. Среди пациентов больницы есть лица, имеющие инвалидность, в связи с этим все корпуса КИБ № 2 оснащены пандусами и грузовыми лифтами, что формирует безбарьерную среду для продвижения инвалидов, имеющих ограничения по мобильности. 

Таким образом, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013г. №582, осуществляется, в случае необходимости, свободный доступ студентов-инвалидов с ограниченной мобильностью в учебные помещения, в том числе лечебные палаты для освоения практических навыков по дисциплине "инфекционные болезни".


Документы системы менеджмента качества.

Кафедра инфекционных болезней в своей деятельности придерживается положений, представленных в «Руководстве по качеству».
Вся документация ведётся согласно шаблонам, соответствующим требованиям системы менеджмента качества ISO 9001:2008.
Уполномоченным по СМК на кафедре является доцент, к.м.н. Е.А. Немилостива


Рекомендованная дополнительная учебная литература. 
  1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий: учебная книга. М.: Центр тестирования, 2002. 240 с.
  2. Атлас инфекционных болезней : учебное пособие для мед. вузов / под ред. В.И. Лучшева, С.Н. Жарова, В.В. Никифорова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. 221 с.
  3. Атлас переносчиков природно-очаговых трансмиссивных инфекций / Х.М. Галимзянов, С.В. Углева, В.В. Василькова, И.О. Лунина. Астрахань: ГБОУ ВПО Астраханский ГМУ Минздрава России, 2015. 300 с.
  4. Бактериальные болезни: учебное пособие / под ред. Н.Д. Ющука. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. 976 с.
  5. Вирусные болезни: учебное пособие / под ред. Н.Д. Ющука. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. 640 с.
  6. Вирусные гепатиты: клиника, диагностика, лечение / Н.Д. Ющук и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. 368 с.
  7. ВИЧ-инфекция и СПИД: клинические рекомендации/ под ред. В.В. Покровского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. 112 с.
  8. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Н.Д. Ющука. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005. 336 с.
  9. Врач-педагог в современном мире: опыт и новации / под ред. Н.Д. Ющука. Алма-Ата: New book, 2018. 384 с.
  10. Гранитов В.М. Хламидиозы. М.: Медицинская книга, 2002. 192 с.
  11. Диагностика типичного случая инфекционной болезни (стандартизованный пациент): учебное пособие / под ред. Н.Д. Ющука, Е.В. Волчковой. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. 464 с.
  12. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней / А.П. Казанцев, В.А. Казанцев. М.: МИА, 2013. 496 с.
  13. Избранные лекции по ВИЧ-инфекции: в 2 ч. / под ред. В.В. Покровского. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. Ч. 2. 328 с.
  14. Иммунопрофилактика-2018: справочник, 13-е изд., расшир. / В.К. Таточенко, Н.А. Озерецковский. М.: Боргес, 2018. 272 с.
  15. Инфекционные болезни и эпидемиология: учебник / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. 1008 с.
  16. Инфекционные болезни: национальное руководство/ под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. 1104 с.
  17. Инфекционные болезни: синдромальная диагностика / под ред. Н.Д. Ющука, Е.А. Климовой. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. 176 с.
  18. Инфекционные болезни: учебник для студентов медицинских вузов. / Е.П. Шувалова, Е.С. Белозеров, Т.В. Беляева, Е.И. Змушко. 8-е изд., перераб. и доп. СПб.: СпецЛит, 2016. 783 с.
  19. Инфекционные болезни: учебник / под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. 728 с.
  20. Инфекционные и паразитарные болезни в схемах и таблицах / под ред. Н.Д. Ющука. М.: ФГОУ ВУНМЦ Росздрава, 2008. 448 с.
  21. Казанцев А.П., Казанцев В.А. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней : руководство для врачей. М.: МИА, 2013. 496 с.
  22. Клиническая паразитология: протозоозы и гельминтозы / А.К. Токмалаев, Г.М. Кожевникова. 2-е изд. М.: МИА, 2017. 392 с.
  23. Коммуникативная компетентность врача. Симуляционное обучение. Методика «стандартизованный пациент» / М.П. Гринберг, А.Н. Архипов, Т.А. Кузнецова. М.: Литтерра, 2015. 176 с.
  24. Лабораторная диагностика инфекционных болезней: справочник / под ред. В.И. Покровского, М.Г. Твороговой, Г.А. Шипулина. М.: Бином, 2014. 648 с.
  25. Лекции по инфекционным болезням: в 2 т. / Н.Д. Ющук, Ю.В. Венгеров. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. Т. 1. 656 с.
  26. Лекции по инфекционным болезням: в 2 т. / Н.Д. Ющук, Ю.Я. Венгеров. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. Т. 2. 592 с.
  27. Лобзин Ю.В., Пилипенко В.В., Громыко Ю.Н. Менингиты и энцефалиты. СПб.: Фолиант, 2003. 124 с.
  28. Лобзин Ю.В., Жданов К.В. Руководство по инфекционным болезням в 2-х кн. 4-е изд., доп. и перераб. СПб.: Фолиант, 2011. 744 с.
  29. Лысенко А.Я., Кондрашин А.В., Ежов М.Н. Маляриология. 2-е изд., испр. и доп. М.: Открытые системы, 2003. 512 с.
  30. Малярия / А.Ф. Попов, А.К. Токмалаев. Владивосток: Медицина ДВ, 2014. 120 с.
  31. Материалы к практической части образования выпускника медицинского вуза по специальности «Лечебное дело»: учебно-методическое пособие / под ред. Н.Д. Ющука, О.О. Янушевича. М.: МГМСУ, 2012. 152 с.
  32. Михайлов М.И., Шахгильдян И.В., Онищенко Г.Г. Энтеральные вирусные гепатиты (этиология, эпидемиология, диагностика, профилактика). М.: ФГОУ ВУНМЦ Росздрава, 2007. 352 с.
  33. Нравственно-просветительские аспекты деятельности врача-педагога: учебное пособие / под ред. Н.В. Кудрявой. М.: МГМСУ, 2015. 384 с.
  34. Основные синдромы инфекционных заболеваний: учебно-методическое пособие /под ред. Ю.В. Лобзина. СПб.: Изд-во ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2015. 59 с.
  35. Острые кишечные инфекции: руководство / Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов, М.Г. Кулагина, Л.Е. Бродов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. 400 с.
  36. Педагогика в медицине: учебное пособие для студентов высш. мед. учебных заведений / под ред. Н.В. Кудрявой. М.: Академия, 2006. 320 с.
  37. Пищевые токсикоинфекции. Пищевые отравления / под ред. Н.Д. Ющука. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. 160 с.
  38. Руководство по инфекционным болезням: в 2 кн. / под ред. Ю.В. Лобзина, К.В. Жданова. 4-е изд., доп. и перераб. СПб.: .Фолиант, 2011. Кн. 1. 664 с.
  39. Самостоятельная работа студентов: организация и содержание. Инфекционные болезни у детей: учебное пособие / О.В. Самодова, Е.Ю. Васильева. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 144 с.
  40. Сборник практических руководств для медицинских преподавателей / под ред. З.З. Балкизова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. 552 с.
  41. Тропические болезни: руководство для врачей / В.П. Сергиев, Н.Д. Ющук, Ю.Я. Венгеров, В.Д. Завойкин. М.: Бином, 2015. 640 с.
  42. Унифицированные тестовые задания для экзамена по инфекционным болезням и подготовки к прохождению первичной аккредитации по специальности «Инфекционные болезни»: учебное пособие / под ред. Н.Д. Ющука, И.В. Малова. М.: МГМСУ, 2018. 54 с.
  43. ШкаринВ.В., Ковалишена О.В. Новые инфекции: систематизация, проблемы, перспективы: монография. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2012. 512 с.