Программа работы школы мастерства «Оперативная Хирургия» на базе кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова(Сеченовский университет).
I. Общие положения.
1. Школа мастерства «Оперативной хирургия»дает возможность студентам не только получить новые мануальные навыки, но и определиться с будущим направлением их деятельности хирургической направленности.
2. Успешное обучение в школе мастерства«Оперативная Хирургия» – результат совместной работы преподавательского состава кафедры и инициативных студентов Школы мастерства.
3. Посещение школы мастерства «Оперативная Хирургия» не является фактором, влияющим на получение зачёта или сдачу экзамена.
4. Цель Школы мастерства «Оперативной хирургия» – поиск и изучение и разработка новых направлений, в топографической (клинической) анатомии и оперативной хирургии.
II. Правила поступления в школу мастерства«Оперативная Хирургия»
1. Процесс поступления в школу мастерства«Оперативная Хирургия» состоит из собеседования с одним из членов профессорско-преподавательского состава кафедры. Цель этого этапа – выявить студентов с необходимыми личностными качествами: эрудированность, логическое мышление, решительность, настойчивость, готовность работать в команде.
III. Основные направления работы школы мастерства«Оперативная Хирургия»
1. Роль и место топографической (клинической) анатомии в современной медицине
2. Преподавание оперативной хирургии и топографической (клинической анатомии) в зарубежных университетах.
3. Изучение и перевод иностранных научных статей по клинической анатомии и оперативной хирургии.
4. Обучение мануальным навыкам хирургического профиля и методике препарирования
5. Знакомство с новыми хирургическими технологиями в условиях университета и ведущих клиник Москвы.
IV. Форма проведения заседаний
1. Семинарские занятия, на которых осуществляется взаимодействие студентов преподавателя кафедры
2. Докладов студентов Школы мастерства«Оперативная Хирургия»
3. Мастер-классы ведущих хирургов разного профиля.
4. Отработка практических навыков на базе кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии, ЦНПО
5. Совместные заседания с СНК и Школами мастерства других кафедр
. V. По результатам прохождения Программы обучающийся должен
Знать:
- основные понятия топографической анатомии;
- принцип послойного строения областей и уметь использовать знания при оперативных вмешательствах;
- общие положения строения фасциально-клетчаточных структур, топографии кровеносных сосудов, строения и путей оттока лимфы;
- топографию фасций и клетчаточных пространств, принципы вскрытия и дренирования гнойных полостей, возможные пути затёков гноя;
- топографию слабых мест стенок живота и топографо-анатомическое обоснование образования грыж; на основании этих знаний представлять методы диагностики и способы лечения грыж;
- топографию внутренних органов (голотопия, скелетотопия, синтопия) и топографо-анатомическое обоснование выбора методов обследования и диагностики, доступов к органам и принципы оперативных вмешательств;
- топографию сосудисто-нервных образований и использование этих знаний при доступах к магистральным сосудам и нервным стволам. Знать основные источники коллатерального кровообращения в различных областях человеческого тела с целью прогнозирования последствий тромбоза или перевязки магистральных сосудов на различных уровнях и методы устранения их последствий;
- зоны чувствительной и двигательной иннервации, элементы топической диагностики заболеваний периферических нервов;
- основные понятия оперативной хирургии и принципы выбора и проведения этапов хирургических операций;
- знать принципы и основные этапы выполнения операций:
- первичная хирургическая обработка ран;
- шейная вагосимпатическая блокада по А. А. Вишневскому;
- тазовая блокада по Школьникову-Селиванову;
- трахеотомия;
- трахеостомия;
- вскрытие абсцесса молочной железы;
- пункция подключичной вены, плевральной полости, перикарда, брюшной полости, мочевого пузыря;
- ушивание проникающей раны грудной стенки (открытого пневмоторакса);
- вскрытие и дренирование плевральной и брюшной полостей;
- операции по поводу паховых, бедренных и пупочных грыж, грыж белой линии живота, послеоперационных грыж;
- ревизия органов брюшной полости при проникающих ранениях живота;
- ушивание раны кишки;
- резекция петли тонкой и толстой кишок;
- резекция желудка по Бильрот-1, Бильрот-2 в модификации Гофмейстера-Финстерера;
- аппендэктомия;
- холецистэктомия;
- спленэктомия;
- нефрэктомия;
- формирование свища: желудка, тонкой кишки (подвесная энтеростомия), сигмовидной и слепой кишок, желчного и мочевого пузыря;
- формирование двуствольного противоестественного заднего прохода;
- ампутация конечностей: плеча, предплечья, бедра, голени
- знать принципы выполнения сложных хирургических вмешательств:
- костно-пластическая и резекционная трепанация черепа;
- субтотальная субфасциальная резекция щитовидной железы;
- радикальная мастэктомия;
- ушивание раны печени, анатомическая и атипическая резекция печени;
- хирургическое лечение ишемической болезни сердца, открытого артериального протока, коарктации аорты;
- пластические и реконструктивные операции на артериальных сосудах;
- хирургические операции по поводу варикозного расширения вен;
- микрохирургические операции;
- эндоваскулярные операции;
- эндоскопические операции.
Уметь:
- использовать знания по топографической анатомии для понимания патогенеза патологических процессов, их локализацию, распространение и проявления в виде симптомов и синдромов, обоснования диагноза, выбора и проведения лечения и профилактики заболеваний;
- использовать внешние ориентиры для определения границ областей человеческого тела, для построения проекций внутренних органов и сосудисто-нервных пучков, при проведении различных лечебных манипуляций и оперативных доступов к органам, для диагностики заболеваний;
- выполнять на биомоделях (анатомический материал и на лабораторных животных) основные элементы оперативной техники, используя хирургические инструменты общего назначения и шовный материал;
- называть инструменты, их части, предназначение и использовать при хирургических вмешательствах инструменты следующих групп:
- для рассечения тканей;
- вспомогательные;
- для временной остановки кровотечения;
- для соединения мягких тканей.
- рассекать мягкие ткани (кожу, подкожную клетчатку, фасцию, мышцы, апоневрозы);
- производить временную и окончательную остановку кровотечения в ране;
- вязать хирургические узлы (простой, морской и двойной хирургический);
- соединять мягкие ткани с помощью швов;
- ушивать рану тонкой кишки;
- пунктировать суставы (плечевой и коленный);
- выполнять первичную хирургическую обработку ран на анатомической биомодели;
- самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой.
Владеть навыками:
- основными элементами оперативной техники, необходимыми для оказания экстренной хирургической помощи, используя хирургические инструменты общего назначения:
- рассекать мягкие ткани;
- вязать хирургические узлы;
- проводить временную и окончательную остановку кровотечения в ране;
- соединять мягкие ткани с помощью швов;
- выполнять первичную хирургическую обработку раны
- останавливать кровотечение, включая временное протезирование магистральных артерий;
- выполнять трахеотомию;
- производить пункцию плевральной полости;
- герметизировать грудную клетку при проникающих ранениях;
- ушивать раны кишки;
- вскрывать и дренировать гнойные очаги в различных областях тела
- владеть техникой пункции крупных суставов: тазобедренного, коленного, плечевого, локтевого.
VI. Формируемые компетенции
В результате обучения на школе мастерства «Оперативная хирургия» у обучающегося должны быть сформированы следующие компетенции:
ПК-1 |
способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками |
ПК-3 |
способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности |
ПК-4 |
способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок
|
ПК-5 |
способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного
|
ПК-7 |
способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными
|
ПК-9 |
способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач |
ПК-16 |
способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов; |
ПК-17 |
способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний; |
ПК-19 |
способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови, своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия; |
ПК-20 |
способность и готовность назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению физиологической беременности, приему родов; |
ПК-21 |
способность и готовность осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний, в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации; |
ПК-31 |
способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования |
ПК-32 |
способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований. |