1. Введение
Патологическая анатомия – специальность, на современном этапе занимающаяся решением проблем теории (общая и частная патология человека и животных) и практики (диагноз, эффективность лечения, прогноз заболевания, ятрогении и др.) медицины.
Специальность 14.03.02 – «Патологическая анатомия» направлена на подготовку научных и научно-педагогических кадров, а также высококвалифицированных специалистов-практиков, способствующих решению современных проблем медицины, обладающих научным структурно-функциональным подходом в анализе жизнедеятельности организма человека в норме и при патологии. «Патологическая анатомия» является обязательной дисциплиной и составляющей образовательной программы подготовки аспирантов по научной специальности 14.03.02 – «Патологическая анатомия». Итогом освоения программы дисциплины специальности является кандидатский экзамен по специальности.
2. Цель кандидатского экзамена
Цель экзамена – установить уровень профессиональных знаний соискателя ученой степени, уровень подготовленности к самостоятельной научно-исследовательской работе. Сдача кандидатских экзаменов обязательна для присуждения ученой степени кандидата наук.
3. Форма проведения кандидатского экзамена
Кандидатский экзамен по специальности проводится в форме собеседования по вопросам экзаменационного билета, включающего 3 вопроса:
- 1, 2 вопросы касаются базовых знаний дисциплины специальности,
- 3 вопрос посвящён научно-квалификационной работе аспиранта.
4. Требования к результатам освоения дисциплины специальности
№ п/п |
В результате изучения дисциплины специальности аспиранты должны |
Оценочные средства |
1 |
Знать: - задачи научных исследований по направлению деятельности, базовые принципы и методы их организации; - основные современные тенденции в области фундаментальной медицины, их роль в решении современных проблем человечества; - возможные сферы и направления профессиональной самореализации; - приемы и технологии достижения профессиональной цели; - пути повышения уровней профессионального и личного развития; - фундаментальные основы профильных дисциплин; - способы представления и методы передачи информации по результатам исследований и их сравнительной оценки для различных контингентов слушателей; - теоретические основы информатики, сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, распространение информации в медицинских и биологических системах; - использование информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении; - методы и приемы философского познания проблем; формы и методы научного познания, их эволюции; - принципы ведения дискуссий в условиях плюрализма мнений и основные способы решения конфликтов; - физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровне; - основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов; - функциональные особенности тканевых элементов, методы их исследования; - строение, топографию и развитие клеток, тканей, органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме и патологии, особенности организменного и популяционного уровней организации жизни; - основы общей и частной патологической анатомии – морфо- и патогенез патологических процессов, их осложнения и исходы, макро- и микроскопическую характеристику патологических изменений.
|
Контрольные вопросы |
2 |
Уметь: - составлять общий план работы по заданной теме, предлагать методы исследования и способы обработки результатов; - осуществлять отбор материала, характеризующего достижения науки с учетом специфики направления подготовки; - работать на лабораторном оборудовании в соответствии с тематикой научно-исследовательской работы; - составлять план работы по заданной теме, использовать методы математического планирования научных исследований, анализировать получаемые результаты; - формулировать обоснованные выводы на основании критического анализа научных данных; - интерпретировать результаты диагностических лабораторных исследований; - пользоваться лабораторным оборудованием; - реализовывать навыки клинического мышления, проводить дифференциальную диагностику заболеваний.
|
Контрольные вопросы |
3 |
Владеть: - систематическими знаниями по направлению деятельности; - базовыми навыками проведения научно-исследовательских работ по предложенной теме; - навыками безопасного использования лабораторного оборудования и приборов в повседневной профессиональной деятельности; - базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные, редакторы, поиск в сети Интернет; - навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументацией, ведение дискуссии; - техникой патологоанатомического вскрытия, навыками макро- и микроскопической диагностики патологических процессов, формулировки патологоанатомического диагноза.
|
Собеседование по научно-квалификационной работе |
5. Содержание разделов кандидатского экзамена
РАЗДЕЛЫ |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ |
Общая патологическая анатомия |
Патологические процессы: некроз, нарушение кровообращения, воспаление, компенсаторные воспалительные процессы, опухоли, дистрофии, патология клетки. Диагностические структурные изменения. Морфология обратимого и необратимого повреждения клеток и тканей. Некроз и апоптоз. Паренхиматозые белковые и жировые дистрофии. Стромально-сосудистые дистрофии. Дезорганизация соединительной ткани. Смешанные дистрофии. Нарушение обмена пигментов, нуклеопротеидов. Подагра. Патологическое обызвествление. Расстройства кровообращения: малокровие, артериальное и венозное полнокровие. Расстройства кровообращения: кровотечения и кровоизлияния, шок, ДВС-синдром. Расстройства кровообращения: стаз, тромбоз, эмболия, инфаркт. Острое воспаление. Морфология экссудативного воспаления. Хроническое воспаление. Гранулематозные болезни. Заболевания сосудов: артериосклероз и атеросклероз.
|
Патология иммунной системы |
Реакции гиперчувствительности, иммунодефицитные состояния, СПИД. Патология иммунной системы: аутоиммунные болезни, амилоидоз. Процессы адаптации: гиперплазия, гипертрофия, атрофия, метаплазия. Иммунопатология: иммунный конфликт, нарушение гомеостаза. Неспецифический иммунный ответ. Гуморальный и клеточный ответ. Клеточный иммунитет. Иммунная память. Иммунные реакции. Поражения лимфоузлов. Вилочковая железа. Костный мозг. Периферия: лимфоузлы, селезенка, кровь, ретикуло-эндотелиальная система.
|
Основы канцерогенеза |
Понятие опухоли. Опухоли из эпителия. Опухоли из мезенхимы, нервной и меланин-продуцирующей ткани. Рак отдельных органов: желудка, лёгкого, опухоли половых органов и молочной железы. Заболевания системы крови: анемии и лейкозы. Заболевания системы крови: лимфомы, болезнь Ходжкина. Опухоли почек. Болезни печени: циррозы печени, рак печени.
|
Частная патологическая анатомия |
Болезни ЦНС. Болезни желез внутренней секреции. Дисгормональные и воспалительные болезни половых органов и молочных желез. Нефросклероз. Патологическая анатомия инфекционных болезней. Болезни почек: гломерулонефриты и гломерулопатии, первичный нефротический синдром. Болезни почек: острая и хроническая почечная недостаточность, уремия. Болезни мужской половой системы. Болезни женской половой системы. Болезни эндокринной системы: сахарный диабет, болезни щитовидной железы. Туберкулёз. Инфекционные болезни: введение в инфекции, сепсис, ССВО. Детские воздушно-капельные инфекции: скарлатина, дифтерия, менингококковая инфекция. Вирусные инфекции: грипп, корь, полиомиелит, сыпной тиф. Кишечные инфекции: брюшной тиф, дизентерия, холера. Гипертоническая болезнь. Ишемическая болезнь сердца. Ревматические болезни: ревматизм, ревматоидный артрит, СКВ. Острые заболевания лёгких – пневмонии. Хронические обструктивные болезни лёгких. Хронические рестриктивные заболевания лёгких, пневмокониозы. Заболевания желудка: гастриты, язвенная болезнь. Заболевания кишечника: болезнь Крона, НЯК, аппендицит. Болезни печени и желчевыводящей системы: гепатиты.
|
6. Оценочные средства
Перечень контрольных вопросов к кандидатскому экзамену по специальности:
1. Предмет и задачи патологической анатомии.
2. Морфология обратимого и необратимого повреждения клеток и тканей.
3. Некроз
4. Апоптоз.
5. Паренхиматозые белковые и жировые дистрофии.
6. Стромально-сосудистые дистрофии.
7. Дезорганизация соединительной ткани.
8. Смешанные дистрофии.
9. Нарушение обмена пигментов, нуклеопротеидов.
10. Подагра.
11. Патологическое обызвествление.
12. Расстройства кровообращения: малокровие, артериальное и венозное полнокровие.
13. Расстройства кровообращения: кровотечения и кровоизлияния, шок, ДВС-синдром.
14. Расстройства кровообращения: стаз, тромбоз, эмболия, инфаркт.
15. Острое воспаление. Морфология экссудативного воспаления.
Вопросы по научно-квалификационной работе аспиранта:
1. Обоснование актуальности темы НИР
2. Определение цели и задач НИР
3. Выбор методов исследования для получения научных данных, соответствующих решению поставленной цели и задач
4. Современные средства статистической обработки полученных данных
5. Способы критической оценки полученных данных для формулировки выводов и практических рекомендаций
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы)
7.1. Перечень рекомендуемой литературы
№ |
Наименование согласно библиографическим требованиям |
Количество экземпляров |
|
на кафедре |
в библиотеке |
||
1. |
Иван Дамианов. Секреты патологии. Перевод с англ. под ред. Коган Е.А. Москва, изд. МИА, 2006, 810с. |
|
|
2. |
М.А.Пальцев, А.Б.Пономарев, А.В.Берестова. Атлас по патологической анатомии. Москва, «Медицина», 2005, 435с. |
|
|
3. |
Основы патологии заболеваний по Роббинсу и Котрану. Перевод с англ. под ред.Коган Е.А. Москва, изд.Логосфера, 2014-2016, 1730с. |
|
|
4. |
Оформление диагноза. Г.Г.Автандилов, О.В.Зайратьянц, Л.В.Кактурский. Москва, «Медицина», 2004, 303с |
|
|
5. |
Патологическая анатомия. Атлас. В.С.Пауков, В.В.Серов, Н.Е.Ярыгин. изд. МИА, 2015, 392с |
|
|
6. |
Патологическая анатомия. Учебник в двух томах. Под.ред. В.С.Паукова. Коллектив авторов (сотрудники кафедры). Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2015 |
|
|
7. |
Патология. Курс лекций в двух томах. Коллектив авторов (сотрудники кафедры). Москва, «Медицина», 2007 |
|
|
8. |
Струков А.И., Серов В.В. Патологическая анатомия. Под.ред В.С.Паукова. Москва, ГЭТАР-Медиа, 2013, 878с |
|
|
9. |
Тестовые задания по патологической анатомии в трех томах. Под ред. В.С.Паукова. Коллектив авторов (сотрудники кафедры). Москва, «Практическая медицина», 2015 |
|
|
10. |
Формулировка и сопоставление клинического и патологоанатомического диагнозов. О.В.Зайратьянц, Л.В.Кактурский. Москва, МИА, 2011, 570с |
|
|
8. Интернет ресурсы:
1. - Сайт научной библиотеки Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, с доступом к электронному каталогу и полнотекстовым базам данных - URL: http://vmede.org/index.php/board=19.0):
5. образовательный портал Первого МГМУ им. И.М. Сеченова
6. www.patolog.ru,
7. www.pubmed.ru,
Рабочая программа подготовки к сдаче кандидатского экзамена по специальности 14.03.02 «Патологическая анатомия» разработана кафедрой патологической анатомии лечебного факультета имени академика А.И. Струкова
Разработчики:
Заведующий кафедрой ____________________
Профессор ____________________
Доцент ____________________
Принята на заседании кафедры
16 марта 2017 г., протокол № 6
Заведующий кафедрой ___________________
Одобрена Учебно-методическим советом по _______________________________________
_____________________________________________________________________________
«_____» ____________2017 г., протокол № _____
Председатель УМС ___________________ Т.М. Литвинова
(подпись) (инициалы, фамилия)
Порядок хранения:
Оригинал - кафедра
Копия - титул и подписной лист – Учебное управление, отдел
аспирантуры и докторантуры
Электронная версия - кафедра, Учебное управление, отдел аспирантуры и
докторантуры