СИМПОЗИУМ ПО КЛЮЧЕВЫМ ПРОБЛЕМАМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3 апреля 2014 года в рамках научно-практической конференции с международным участием «Медобразование 2014» состоялся симпозиум «Актуальные проблемы совершенствования психологических, педагогических, андрагогических основ подготовки и повышения квалификации специалистов и преподавателей в медицинских вузах». Этот симпозиум был организован при активном содействии проректора по учебной работе профессора А.А. Свистунова кафедрой теории и технологии обучения в высшей школе института профессионального образования и посвящён десятилетию её деятельности.
Кафедра под названием «кафедра педагогики» была сформирована в рамках факультета дополнительного профессионального образования преподавателей (ФДПОП) благодаря усилиям декана указанного факультета профессора И.Г. Фоминой при поддержке руководства ММА им. И.М. Сеченова, в частности, академиков РАМН, профессоров И.Н. Денисова и С.В. Грачёва. Кафедра была призвана организовать двухгодичное обучение преподавателей и аспирантов академии для получения дополнительной квалификации «преподаватель высшей школы», а также 72-часовое повышение квалификации иногородних преподавателей.
Со дня её основания основными направлениями деятельности кафедры были: 1) организация теоретических и практических занятий в целях формирования у обучающихся основных психолого-педагогических и андрагогических компетенций преподавателя высшей школы и 2) проведение научных исследований современных теоретических и научно-методических проблем педагогики, психологии, андрагогики в целях более эффективной организации обучения на додипломном и последипломном уровнях специалистов и преподавателей медицинских и фармацевтических вузов.
За десять с лишним лет на кафедре получили первоначальную подготовку преподавателя высшей школы около 700 преподавателей и 800 аспирантов нашего вуза и прошли повышение квалификации более 1400 преподавателей Первого МГМУ им. И.М. Сеченова и других медицинских вузов России. За это время сотрудники кафедры опубликовали 11 монографий, 10 учебных пособий, более 200 научных статей по психолого-педагогическим и андрагогическим проблемам организации обучения в высшей школе.
Новые социально-экономические условия, развитие сферы образования в мире и в нашей стране, в частности, процесс реализации Болонской декларации, новые задачи по развитию здравоохранения в России ставят новые сложные задачи совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров специалистов и преподавателей медицинских вузов. Эти задачи распространяются на все аспекты организации обучения в медицинских вузах. Актуальные проблемы совершенствования психологических, педагогических, андрагогических основ подготовки и повышения квалификации специалистов и преподавателей в медицинских вузах были обсуждены на указанном выше симпозиуме.
В симпозиуме, проводившемся под руководством модераторов заведующей кафедрой теории и технологии обучения в высшей школе профессора Н.Е.Важеевской (Первый МГМУ им. И.М. Сеченова), заведующей кафедрой педагогики и психологии доцента Е.В. Лопановой (ОмГМА) и заведующей курсом педагогики и образовательных технологий доцента А.И. Артюхиной (ВолгГМУ), приняли участие 36 представителей семи отечественных вузов (пяти медицинских, а также Воронежского университета и Восточно-Сибирской государственной академии образования) и Израильской независимой академии развития наук. На симпозиуме были заслушаны восемь выступлений и представлены двенадцать стендовых докладов.
Одним из основных выводов докладчиков, наиболее полно сформулированным профессором Н.Е. Важеевской, стало положение о необходимости в целях повышения эффективности медицинского образования совершенствовать прежде всего систему психолого-педагогической и андрагогической базовой подготовки и последующего повышения квалификации преподавателей в медицинских вузах. Эта система должна обеспечивать непрерывное развитие преподавателей, состоять из основательной (до 500 учебных часов, или 10-12 зачётных единиц) базовой подготовки и накопительной системы последующего повышения компетентности и развития, позволяющей удовлетворять не только их чисто профессиональные, но и другие образовательные потребности. Основы такой системы уже заложены, в частности, в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова, ОмГМА и ряде других вузов.
Новый подход к организации краткосрочного повышения квалификации преподавателей высшей медицинской школы был предложен профессором кафедры теории и технологии обучения в высшей школе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова профессором М.А. Лямзиным. Он предусматривает смешанный аудиторно-дистанционный подход и соответствующую ему поэтапную модель организации учебных занятий в соответствии со спецификой образования взрослых обучающихся. Такой подход, по мнению докладчика, позволяет обучающимся в большей степени комфортно, на основе самостоятельной и творческой деятельности овладевать программами краткосрочного повышения квалификации.
Важную роль применения андрагогических принципов обучения в подготовке и повышении квалификации специалистов и преподавателей медицинского профиля, которое позволяет значительно повысить эффективность обучения, обосновал в своём докладе профессор кафедры теории и технологии обучения в высшей школе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова С.И. Змеёв.
Необходимость усиления и расширения психологической компоненты в процессе преподавания психолого-педагогических основ высшего медицинского и фармацевтического образования в целях успешной организации образовательного процесса на андрагогической платформе в высшей медицинской школе подчеркнула в своём докладе доцент кафедры теории и технологии обучения в высшей школе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова К.Г. Сердакова.
Основные аспекты проектной деятельности преподавателей медицинского вуза при повышении психолого-педагогической квалификации были проанализированы в докладе проректора ВолгГМУ профессора В.Б. Мандрикова и заведующей курсом педагогики и образовательных технологий этого университета доцента А.И. Артюхиной.
Необходимость и основные психолого-педагогические условия формирования и развития оценочной компетентности преподавателя в медицинском вузе рассмотрели в своём докладе представители Северного государственного медицинского университета профессор Е.Ю. Васильева и М.И. Томилова.
В стендовых докладах были рассмотрены организационно-методические подходы к построению индивидуальной профессиональной траектории преподавателя системы медицинского образования (доценты Голубчикова М.Г., Шпрах В.В. - Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования), вопросы философии современного медицинского образования(профессор Баксанский О.Е. - Первый МГМУ им. И.М. Сеченова), новые виды дидактических средств для развития профессиональных компетенций учащихся медицинского вуза в условиях сетевого взаимодействия преподавателей(доценты Коломиец О.М., Глазкова И.Ю., Карпова О.Ю., Зорина О.А., Петрухина Н.Б., Алексеев А.В.- Первый МГМУ им. И.М. Сеченова), педагогический потенциал научных школ (доцент Кривотулова Е.В.Воронежский государственный университет), развитие творческой деятельности преподавателя медицинского университета(профессор Шурупова Р.В., Макарова И.И. - Первый МГМУ им. И.М. Сеченова), проблемы карьероформирующего образования в медицинском вузе(доцент Соколова А.С. - Первый МГМУ им. И.М. Сеченова), пути оптимизации диагностики в обучающем процессе и клинической практике через преобразование информации (профессор Сокол А.Ф. – Израильская независимая академия развития наук) и ряд других не менее актуальных проблем совершенствования психологических, педагогических, андрагогических основ подготовки и повышения квалификации специалистов и преподавателей в медицинских вузах.
Монографии, учебные пособия, научные статьи в отечественных и зарубежных печатных изданиях, исследующие указанные выше проблемы, авторами которых являются сотрудники кафедры теории и технологии обучения в высшей школе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, были представлены на выставке, развёрнутой в помещении кафедры, где проходил симпозиум.
В единогласно принятой резолюции симпозиума указывается, что в целях развития и повышения эффективности медицинского образования в России необходимо: 1. Совершенствовать систему психолого-педагогической и андрагогической базовой подготовки и последующего повышения квалификации преподавателей в медицинских вузах как основы повышения эффективности медицинского образования. 2. Рекомендовать при подготовке и повышении квалификации специалистов и преподавателей в медицинских вузах шире применять технологии обучения, основанные на современных принципах психологии, педагогики, андрагогики. 3. Развивать сотрудничество между психолого-педагогическими, клиническими и теоретическими кафедрами медицинских вузов по организации совместных циклов обучения, научно-практических конференций, подготовке совместных научно-методических материалов и научных публикаций. 4. Расширять участие психолого-педагогических кафедр в международных проектах.
Участники и гости симпозиума тепло поздравили сотрудников кафедры теории и технологии обучения в высшей школе с десятилетием деятельности и пожелали новых творческих успехов в учебной и научной деятельности.