Кафедра гигиены детей и подростков (кафедра гигиены воспитания) была организована в 1926 г. в 1 МГУ, первым заведующим ее стал Альфред Владиславович Мольков. Под его руководством была проделана огромная работа по организации преподавания, созданию учебно-методической и материальной базы кафедры. Первый лекционный курс был прочитан уже в 1926 г. и выпущен как учебное пособие.
В 1928 году на 2-й конференции профилактических кафедр медицинских факультетов университетов страны опыт организации учебного процесса кафедры был признан наиболее совершенным и ей было доверено разработать программу по дисциплине школьная гигиена.
В 1934 г. был выпущен первый учебник «Школьная гигиена» под редакцией А.В. Молькова, выдержавший 5 изданий, а в 1938 г. - практикум. В 1939 г. коллективом кафедры разработана и первая программа по школьной гигиене для санитарно-гигиенических факультетов.
В 1936 г. в Гигиеническом институте для кафедры были организованы антропометрический кабинет и экспериментальный класс с панельным отоплением, создан уникальный учебно-методический музей, многие экспозиции которого используются до настоящего времени. Занятия со студентами проводились в базовых школах, детских садах, яслях и поликлинике. В период Великой Отечественной войны в условиях эвакуации в Уфе занятия проводились в полном объеме программы довоенного времени.
В 1947 г. кафедру возглавил Павел Максимилианович Ивановский - ученик А.В. Молькова, много сделавший для обоснования и внедрения в науку и учебный процесс метода естественно-гигиенического эксперимента.
С 1953 г. кафедрой руководила Мария Дмитриевна Большакова, также принадлежавшая к плеяде учеников А.В. Молькова. В 1956 г. в связи с переименованием дисциплины кафедра была переименована в кафедру гигиены детей и подростков, что потребовало пересмотра и расширения программы и плана занятий, проведенных коллективом кафедры в 1961 г.. Создаются также новый учебник и практикум по гигиене детей и подростков.
В 1962 г. заведующим кафедрой становится Алексей Захарович Белоусов, имевший огромный опыт организационной работы в должностях наркома здравоохранения Якутской АССР, заместителя министра здравоохранения СССР, директора НИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана. Им организована лаборатория гигиены подростка и студента, открыто клиническое подростковое отделение.
Это позволило значительно расширить возможности преподавания и научной работы. Признанием заслуг кафедры стало выделение ее как опорной при методическом кабинете ГУУЗ МЗ СССР по преподаванию гигиены детей и подростков и повышению квалификации преподавателей медицинских вузов (1968 г.). С тех пор подготовку на кафедре прошло более 100 преподавателей из 20 медицинских институтов 10 республик бывшего СССР, а также более 30 специалистов из стран дальнего зарубежья.
С 1974 г. кафедрой руководила Валентина Николаевна Кардашенко - ученица П.М. Ивановского. Коллектив кафедры организовал и провел в 1976 г. Всесоюзную конференцию по совершенствованию преподавания гигиены детей и подростков на санитарно-гигиенических, педиатрических и лечебных факультетах. На этой конференции кафедра единогласно получила статус центра учебно-методической работы по дисциплине. Все новые программы по дисциплине (1976, 1980, 1984) были также разработаны на кафедре, был выпущен новый учебник по гигиене детей и подростков, под редакцией В.Н Кардашенко (1980, 1988).
Кафедра получила и международное признание, В.Н. Кардашенко выступает с докладами на ХI Международном симпозиуме по школьной и университетской гигиене в 1978 году, IХ Международной конференции педиатров Европейских стран в 1979 г., становится экспертом Европейского отделения ВОЗ по гигиене детства. С 1976 г. на кафедре начинают проводиться и научные исследования по проблеме «Совершенствование форм и методов обучения студентов медицинского вуза», что позволило научно обосновать многие изменения в учебном процессе, разработать презентивную и прогностическую модель специалиста по гигиене детей и подростков.
В 1991 г. кафедру возглавил Владислав Ремирович Кучма. На кафедре внедрялись новые формы обучения и контроля с использованием ПЭВМ и рейтинговой системы, была создана программа по гигиене детей и подростков для студентов ФПН и НПК, подготовлено 10 элективов для студентов всех факультетов. После принятия новой концепции подготовки врачей кафедра разработала новую программу по гигиене детей и подростков, а также программу первичной специализации- интернатуры, врача по гигиене детей и подростков (1995 г.).
В 1997 г. в связи с уменьшением набора студентов на медико-профилактический факультет кафедра гигиены детей и подростков была переведена в курс и объединена с кафедрой гигиены труда. В 2002 году после реорганизации дисциплина гигиена детей и подростков вошла в состав кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды.
Основной научной проблемой кафедры с момента ее основания было «Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков». В 30-40 годы проводились исследования детей г. Москвы и Тулы, Дагестана, Марийской АССР.
На кафедре накоплен уникальный опыт и собран богатейший материал динамических исследований физического развития детей городов Тулы и Орла, а также Заполярья, позволившие исследовать процессы акселерации и децелерации (А.З. Белоусов, В.Н. Кардашенко, Е.П. Стромская, Л.П. Кондакова- Варламова, М.В. Прохорова, Н.Н. Суханова, Т.Ю. Вишневецкая, С.Г. Дронова, Н.А. Катечкина). Научно обоснована и разработана комплексная методика оценки физического развития ребенка, показана ее эффективность для оценки состояния здоровья (В.Н. Кардашенко, Е.П. Стромская, Т.Ю. Вишневецкая) и оценки характера влияния экологических факторов на него (Э.Э. Саркисянц, Т.Ш. Миннибаев).
Широко известны работы сотрудников кафедры по обоснованию режима дня для детей с отклонениями в состоянии здоровья (Е.Н. Очкина, Н.Г. Дьячкова, М.В. Прохорова, Н.А.Матвеева, А.Р. Разиков, Л.В. Ерикова, А.Г.Платонова), применению различных форм физического воспитания и закаливания (П.М. Ивановский, М.В. Антропова, Л.П. Кондакова- Варламова). Проводились исследования и по гигиене профессионального обучения и профессиональной ориентации подростков (Н.Д.Бобрищева-Пушкина, Н.Л. Ямщикова).
За 74 года сотрудниками кафедры опубликовано свыше 750 научных статей, выпущено несколько монографий, подготовлено 4 доктора медицинских наук (Л.А. Сыркин, Г.П. Сальникова. В.Н. Кардашенко, Н.Н. Суханова), более 20 кандидатов медицинских наук.
С момента основания кафедра отличалась стабильным составом и гордилась своими ветеранами - 20 и более лет проработали на кафедре А.В. Мольков, Н.Г. Чехова, П.М. Ивановский, И.Л. Фрейдгейм, В.Н. Кардашенко, Е.П. Стромская, Л.П. Кондакова- Варламова, М.В. Прохорова, Т.Ю. Вишневецкая, Н.Д. Бобрищева- Пушкина, А.А. Силаев. Ими воспитаны тысячи врачей гигиенистов, многие из которых продолжат развитие гигиены детей и подростков в третьем тысячелетии.
Коллектив преподавателей гигиены детей и подростков в составе доцентов Н.Д. Бобрищевой- Пушкиной, Л.Ю. Кузнецовой, О.Л. Поповой на протяжении последних двадцати лет принимал участие в написании федеральных учебных руководств ("Руководство к практическим занятиям по гигиене детей и подростков" последние редакции 2012, 2015 годов) и постоянно обновлял лекционный курс, тематику, содержание и оснащение практических занятий, сохраняя и развивая научно-педагогические традиции преподавания гигиены детей и подростков студентам по специальности медико-профилактическое дело.