Раздел «Патогенные анаэробы»
Задача 1
В клинику челюстно-лицевой хирургии поступил больной с флегмоной дна полости рта. Из анамнеза известно, что неделю назад больной был на приеме у стоматолога районной поликлиники, который поставил временную пломбу на кариозный зуб, вскрыл небольшой периапикальный абсцесс и назначил больному гентамицин. Однако, на четвертые сутки пациент почувствовал резкое ухудшение состояния: поднялась температура, появились боли при глотании, инфильтрат дна ротовой полости.
Предположите этиологию заболевания. Предложите методы микробиологической диагностики и препараты для специфической противомикробной химиотерапии.
Задача 2
У больного с одонтогенной флегмоной челюстно-лицевой области при операции был взят на исследование гной с резким зловонным запахом. Однако при посеве на 5% кровяной агар в аэробных условиях роста колоний не обнаружено.
Интерпретируйте полученный результат. Перечислите правила взятия, транспортировки и исследования материала от пациентов с анаэробной этиологией заболеваний. Предложите метод микробиологической диагностики, который позволит установить этиологию заболевания. Перечислите его основные этапы.
Задача 3
В клинику челюстно-лицевой хирургии доставлен больной с одонтогенной флегмоной челюстно-лицевой области. При вскрытии флегмоны - гной с резким зловонным запахом, темное окрашивание экссудата.
Обоснуйте выбор материала для микробиологического исследования. Перечислите методы микробиологической диагностики. Назовите принципы этиотропной терапии анаэробной неклостридиальной инфекции.
Задача 4
В институт хирургии им. А.В.Вишневского доставлен больной из зоны землетрясения, извлеченный из-под завала жилого здания, с переломом бедра и массивным размозжением мягких тканей нижних конечностей. Пациент находился под завалом 2 суток до извлечения спасателями МЧС. При осмотре: конечность отечна, кожа гиперемирована, отмечается гнойное отделяемое со зловонным запахом. При хирургической операции на исследование взят гной и иссеченные некротизированные ткани и направлены в микробиологическую лабораторию для экспресс-диагностики.
При проведении газохроматографического исследования на хроматограмме получены пики пропионовой, масляной, изомасляной, валериановой и изовалериановой летучих жирных кислот.
Интерпретируйте полученные результаты. Предложите методы микробиологической диагностики и препараты для этиотропного лечения.
Задача 5
На приеме в травмпункте находятся следующие пациенты:
1. Женщина 80 лет со скальпированной раной левой кисти, полученной при работе в саду. Рана обильно загрязнена землей.
2. Ребенок 5 лет, который, играя во дворе, наступил на ржавый гвоздь и проткнул стопу насквозь.
3. Мужчина 20 лет получил травму на строительстве дома. У рабочего при осмотре выявлено: перелом бедра, размозжение мягких тканей бедра, травматический шок. Из анамнеза известно, что пациент полгода назад демобилизован из вооруженных сил.
Назовите инфекции, экстренную профилактику которых следует провести. Предложите препараты для профилактики в каждом из приведенных случаев.
Задача 6
Для подтверждения клинического диагноза «ботулизм» от больного К. были получены промывные воды желудка и исследованы биологическим методом (на мышах). Получены следующие результаты:
1) мышь, которой ввели исследуемый материал, погибла;
2) погибли также мыши, которым ввели смесь исследуемого материала с противоботулиническими сыворотками типов В и Е, соответственно;
3) мышь, которой ввели смесь исследуемого материала и противоботулинической сыворотки типа А, выжила.
Интерпретируйте полученные результаты. Назовите иммунную реакцию, результаты которой оценивали на мышах, и перечислите другие иммунные реакции, которые позволяют определить тип ботулотоксина. Предложите препараты для этиотропного лечения ботулизма.
Задача 7
Пациентам, получившим травмы, для специфической профилактики столбняка вводят и противостолбнячную антитоксическую сыворотку, и столбнячный анатоксин. Однако, в некоторых случаях ограничиваются введением только анатоксина, при этом профилактика столбняка считается достаточной.
Назовите феномен, благодаря которому эффективна экстренная профилактика столбняка анатоксином. Уточните, в каких случаях для экстренной профилактики столбняка достаточно ввести только столбнячный анатоксин
Задача 8
При исследовании остатков консервов, послуживших причиной развития ботулизма у членов одной семьи, была поставлена реакция обратной непрямой гемагглютинации (РОНГА) и получены следующие результаты:
1) в лунках планшета, содержавших исследуемый материал в смеси с поливалентным эритроцитарным антительным ботулиническим диагностикумом типа АВЕ, обнаружены зонтики в разведениях 1:10, 1:20, 1:40 и 1:80.
2) в двух рядах планшета, содержавших исследуемый материал в смеси с эритроцитарными антительными монодиагностикумами типов А и Е соответственно, отмечались пуговки до титра 1:320.
3) в лунках планшета, содержавших исследуемый материал в смеси с эритроцитарным антительным монодиагностикумом типа В, обнаружены зонтики в разведениях 1:10, 1:20, 1:40, 1:80 и 1:160.
Интерпретируйте полученные результаты. Предложите препараты для этиотропного лечения ботулизма в описанном клиническом случае
Задача 9
Расскажите о возбудителе ботулизма. Назовите его ключевой фактор патогенности и, основываясь на механизме действия, определите его роль в патогенезе развития ботулизма.
Охарактеризуйте иммунобиологические препараты для лечения и профилактики ботулизма и расскажите о правилах их введения.
Задача 10
Расскажите о возбудителе столбняка. Назовите его факторы патогенности и, основываясь на механизме действия, определите их роль в патогенезе развития столбняка.
Охарактеризуйте иммунобиологические препараты для лечения и профилактики столбняка и расскажите о правилах их введения.
Задача 11
Назовите и охарактеризуйте возбудителей газовой гангрены. Перечислите их факторы патогенности и охарактеризуйте их механизм действия.
Расскажите о принципах культивирования возбудителей газовой гангрены. Перечислите тесты для ускоренного обнаружения C.perfringens. Охарактеризуйте иммунобиологические препараты для лечения и профилактики газовой гангрены.
Задача 12
У военнослужащего обширное ранение ноги с размозжением тканей и загрязнением почвой.
Назовите инфекционные заболевания, специфическую профилактику которых следует провести при подобной травме. Предложите иммунобиологические препараты для специфической профилактики. Ответ обоснуйте.
Раздел: "Патогенные кокки"
Задача 1.
Охарактеризуйте биологические свойства гонококков. Перечислите заболевания, вызываемые этими микроорганизмами.
Назовите методы микробиологической диагностики этих заболеваний. Расскажите о принципах лечения и профилактики.
Задача 2.
В ожоговый центр поступил больной с ожогами П-Ш степени 15% поверхности тела. После двух недель пребывания в стационаре у него начался сепсис. Посев крови больного на сахарный бульон дал придонный рост, при микроскопии которого обнаружили короткие цепочки грамположительных кокков.
Назовите предполагаемый вид выделенного микроба и предложите дополнительные исследования, которые необходимо провести, чтобы идентифицировать его вид.
Задача 3.
В инфекционное отделение больницы поступила группа детей с признаками острой пищевой интоксикации (повышение температуры, рвота, жидкий стул). Все поступившие дети были из одного интерната, которые несколько часов назад получили на десерт сладкую творожную массу.
Обоснуйте с микробиологических позиций выбор материала для исследования от пациентов с целью расследования вспышки пищевого отравления. Определите методы диагностики и схему исследования. Предложите препараты для специфической терапии.
Задача 4.
Выберите из перечисленных микробов (стрептококки, стафилококки, гонококки, менингококки) наиболее устойчивые к многим антибиотикам.
Расскажите о возможных механизмах их резистентности к противомикробным химиотерапевтическим препаратам различных классов. Перечислите иммунобиологические препараты для лечения заболеваний, которые они могут вызывать.
Задача 5.
В родильном доме произошла вспышка стафилококковой инфекции. От пяти родильниц, восьми новорожденных и двух сотрудников роддома при микробиологическом исследовании выделен золотистый стафилококк.
Назовите методы диагностики стафилококковой инфекции и перечислите тесты для идентификации стафилококков. Предложите методы и тесты, которые необходимо применить для установления источника инфекции.
Задача 6.
Из мочи больного пиелонефритом выделены стафилококки в количестве 106 КОЕ/мл.
Интерпретируйте результаты исследования. Назовите метод исследования, позволяющий доказать этиологическую роль выделенного штамма в развитии пиелонефрита. Перечислите тесты для определения видовой принадлежности изолированной культуры стафилококка.
Задача 7.
У больного с инфекцией мочевыводящих путей в моче обнаружены грамположительные кокки, располагающиеся короткими цепочками.
Расскажите о правилах взятия и исследования мочи. Назовите методы микробиологической диагностики инфекций мочевыводящих путей. Перечислите питательные среды и методы посева мочи, позволяющие доказать этиологическую роль выделенных микроорганизмов в развитии заболевания. Предложите схему дальнейшего исследования.
Задача 8.
Через 5 дней после выписки из роддома, у ребенка на коже появились гнойные высыпания. Участковый педиатр поставил диагноз «пиодермия». Микробиологическое исследование показало наличие монокультуры золотистого стафилококка, обладающего полирезистентностью к противомикробным химиотерапевтическим препаратам.
Обоснуйте с микробиологических позиций выбор иммунобиологических препаратов для лечения стафилококковой пиодермии.
Задача 9.
Назовите возбудителей следующих инфекционных заболеваний: рожистое воспаление, фурункулез, скарлатина, гонорея, эпидемический менингит, пиодермия, ревматизм.
Назовите заболевания, при которых формируется стойкий иммунитет. Ответ обоснуйте.
Задача 10.
В родильном доме за последние 4 месяца участились случаи гнойно-воспалительных осложнений после родов. Сотрудники районной СЭС провели обследование стационара: были произведены смывы с предметов больничной обстановки, сделаны посевы исследуемых образцов от больных и от персонала. От трех больных и от кастелянши роддома был высеян золотистый стафилококк.
Назовите методы диагностики стафилококковой инфекции и перечислите тесты для идентификации стафилококков. Предложите тесты для их внутривидового типирования, которые позволят судить об идентичности или ее отсутствии у штаммов стафилококков выделенных из разных источников.
Задача 11.
В детское отделение инфекционной больницы поступил ребенок с клиническим диагнозом «менингит».
Назовите микроорганизмы, которые могут быть причиной этой болезни. Обоснуйте с микробиологических позиций выбор материала для исследования. Назовите методы микробиологической диагностики, которые позволят установить этиологию данного заболевания.
Задача 12.
У женщины 25 лет развился послеродовой сепсис. Для назначения рационального лечения необходимо определить этиологию заболевания.
Назовите микроорганизмы, которые могут быть причиной сепсиса. Обоснуйте с микробиологических позиций выбор материала для исследования. Расскажите о правилах его взятия, транспортировки и исследования. Назовите методы микробиологической диагностики, которые позволят установить этиологию данного заболевания и назначить эффективные противомикробные химиотерапевтические препараты.
Задача 13.
У ребенка, посещающего детский сад, повысилась температура до 38°С, появились сыпь и ангина. Педиатр поставил диагноз: «скарлатина».
Назовите и охарактеризуйте возбудитель скарлатины, перечислите его факторы патогенности. Обоснуйте с микробиологических позиций выбор материала для исследования. Назовите методы микробиологической диагностики скарлатины. Предложите методы и тесты для выявления антитоксического иммунитета у контактировавших детей.
Задача 14.
В родильном отделении участились случаи гнойных послеродовых осложнений (маститы и эндометриты у рожениц, пиодермии и пневмонии у новорожденных).
Обоснуйте с микробиологических позиций выбор материала для исследования с целью расследования случаев гнойных послеродовых осложнений. Назовите методы диагностики указанных инфекций и предложите принципиальную схему исследования. Перечислите методы и тесты, которые необходимо применить для установления возможного источника инфицирования пациентов.
Задача 15.
В мокроте больного пневмонией под микроскопом обнаружено большое количество шаровидных бактерий.
Расскажите о правилах взятия и исследования мокроты. Назовите методы микробиологической диагностики инфекций дыхательных путей. Перечислите питательные среды и методы посева мокроты, позволяющие доказать этиологическую роль выделенных микроорганизмов в развитии заболевания. Предложите схему дальнейшего исследования.
Раздел: "Патогенные спирохеты"
Задача 1.
Пациенту с приступообразной лихорадкой и явлениями общей интоксикации был поставлен клинический диагноз «возвратный тиф».
· Назовите методы микробиологической диагностики возвратного тифа
· Охарактеризуйте возбудителей эпидемического и эндемического возвратных тифов.
Задача 2.
У больного на месте укуса клещом появилась кольцевидная эритема. Был поставлен предварительный диагноз – клещевой иксодовый боррелиоз.
· Назовите возбудителей этого заболевания
· Укажите методы микробиологической диагностики клещевого иксодового боррелиоза.
Задача 3.
В больницу поступил больной с признаками поражения печени и начальными симптомами почечной недостаточности. Предварительный диагноз – лептоспироз.
· Назовите методы микробиологической диагностики для подтверждения клинического диагноза. Ответ обоснуйте.
Задача 4.
Для подтверждения клинического диагноза «лептоспироз» от пациента была получена моча и направлена в бактериологическую лабораторию.
· Назовите методы микробиологического исследования мочи, которые позволят подтвердить клинический диагноз.
· Обоснуйте выбор материала для исследования.
Задача 5.
В бактериологической лаборатории произведен посев крови больного с подозрением на лептоспироз в водно-сывороточную среду.
· Назовите период заболевания, в течение которого берется кровь от больных лептоспирозом для бактериологического исследования.
· Назовите особенности культивирования лептоспир.
Задача 6.
Для специфической профилактики лептоспироза применяется убитая нагреванием корпускулярная вакцина, содержащая 4 основные серогруппы возбудителя.
· Обоснуйте применение этой вакцины, назвав таксономическое положение возбудителей лептоспироза, их антигенную структуру и особенности защитного иммунитета.
Задача 7.
Строительная бригада собирается в летний период строить ферму в сельской местности. В прошлом году в этом районе были зафиксированы вспышки лептоспироза среди сельскохозяйственных животных.
· Обоснуйте необходимость проведения специфической профилактики строителей, назвав особенности протективного иммунитета к лептоспирозу и препарат, создающий такой иммунитет.
Задача 8.
Сотрудники гостиницы периодически проходят обследование на сифилис в кожно-венерологическом диспансере.
· Охарактеризуйте возбудителя сифилиса.
· Назовите серологические реакции, которые используют при первичном обследовании на сифилис. Ответ обоснуйте.
Задача 9.
Больному поставлен клинический диагноз: сифилис, вторичная стадия.
· Назовите методы микробиологической диагностики при вторичной стадии заболевания. Ответ обоснуйте.
· Укажите формы микроба, которые способствуют хронизации инфекционного процесса.
Задача 10.
У больного сахарным диабетом при поступлении в стационар проведено обследование на сифилис. Реакция микропреципитации с кардиолипиновым антигеном дала положительный результат. Дополнительные исследования крови этого больного в ИФА с белковым антигенгом и РИФ (РнИФ) дали отрицательный результат.
· На основании полученных данных дайте заключение о наличии сифилиса у больного. Ответ обоснуйте.
Задача 11.
Больной сифилисом проходит курс лечения.
· Назовите метод микробиологического исследования, позволяющий оценить эффективность лечения.
· Укажите тесты, которые могут быть для этого использованы.
Задача 12.
Для выявления риска развития врожденного сифилиса всем беременным, обратившимся в женскую консультацию, проводят серологическое обследование на сифилис.
· Назовите серологические реакции, которые применяют при первичном обследовании на сифилис, и антиген, который в них используется. Ответ обоснуйте.