Дисциплина «Общая гигиена»
Общее количество академических часов – 324
Распределение по курсам и семестрам: 2 курс 4-й семестр, 3 курс 6-й семестр
Промежуточная аттестация:
· Централизованное тестирование по материалам курса
· Экзамен
- Возможно получение экзаменационной оценки в соответствии с балльно-рейтинговой системой
- Устное собеседование по билету, включающему 2 задачи и 2 теоретических вопроса.
Модуль 1. Здоровье населения и окружающая среда. Методологические постулаты гигиены.
1.1. Здоровье населения и окружающая среда. Методологические постулаты гигиены.
1.2. Критерии оценки здоровья на индивидуальном и популяционном уровне. Методологические основы гигиенических исследований
Модуль 2. Основы экологии человека. Природные, антропогенные и социальные факторы среды обитания человека
2.1. Метод санитарного описания в гигиенической практике.
2.2. Методы и правила отбора проб воды из различных источников для санитарно-гигиенических исследований. Органолептические методы исследования воды.
2.3. Определение показателей органического загрязнения воды (окисляемость, БПК).
2.4. Санитарно-химические методы исследования воды. Методы определения в воде азотсодержащих солей.
2.5. Методы исследования минерального состава воды Определение солей жесткости.
2.6. Методы отбора проб воздуха для санитарно-химических исследований. Санитарно-химические методы исследования воздушной среды.
2.7. Методы определения углекислого газа. Методы определения показателей органического загрязнения воздуха.
2.8. Методы определения показателей загрязнения воздуха продуктами деструкции полимерных материалов.
2.9. Санитарно-физические методы исследования воздушной среды. Микроклимат. Методы исследования температуры и влажности воздуха.
2.10. Методы исследования подвижности воздуха. Роза ветров. Методы комплексной оценки действия на организм метеорологических факторов. Методы организации воздушного комфорта.
2.11. Методы исследования инфракрасной и ультрафиолетовой радиации.
2.12. Методы исследования естественной и искусственной освещенности.
2.13. Гигиеническая оценка и методы исследования запыленности воздуха.
2.14. Гигиеническая оценка и методы исследования шума и вибрации.
2.15. Подготовка и защита курсовых работ («Санитарно-гигиеническая оценка условий проживания»).
Модуль 3. Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья.
3.1. Определение потребностей в пищевых веществах и энергии при организации здорового питания различных групп населения.
3. 2. Методы исследования качества пищевых продуктов. Методы определения нитратной нагрузки.
Модуль 4. Теоретические основы изучения и гигиенического нормирования факторов среды обитания. Прогнозирование состояния здоровья населения.
4.1. Гигиенические аспекты экологии человека.
4.2. Комплексная химическая нагрузка при многомаршрутных сценариях экспозиции.
4.3. Методы экспериментальных исследований в гигиене. Расчетные методы.
Модуль 5 .Влияние условий труда на здоровье работающих. Подготовка и доклад рефератов.
Модуль 6. Влияние условий воспитания и обучения на здоровье подрастающего поколения. Подготовка и доклад рефератов.
Модуль 7. Здоровый образ жизни
Подготовка и доклад рефератов по отдельным направлениям формирования здорового образа жизни.
Модуль 8. Санитарно–эпидемиологическая служба и ее роль в сохранении и укреплении здоровья населения.
8.1. Система Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
8.2. Отдел лабораторного дела в структуре Роспотребнадзора.
8.3. Отделение приема образцов.
8.4. Испытательный лабораторный центр.
8.5. Организация работы санитарно-гигиенической лаборатории.
8.6. Стандартизация и метрология.
Модуль 9. Санитарно-гигиенические лабораторные исследования.
9.1. Основные методы отбора проб для санитарно-гигиенических лабораторных исследований
Гигиеническая оценка микроклимата помещений.
9.2. Санитарно-химические методы исследования воздушной среды.
9.3. Санитарно-гигиенические лабораторные исследования воды.
9.4. Санитарно-гигиенические лабораторные исследования почвы.
9.5. Санитарно-гигиенические лабораторные исследования пищевых продуктов.
9.6. Методы санитарного обследования.
9.7. Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию помещений высших учебных заведений.
9.8. Требования безопасности к условиям проведения исследований (испытаний) в лабораториях.
· Учебно-методические материалы можно посмотреть на едином электроном образовательном портале.