Уважаемые коллеги!
Образование в XXI веке сталкивается с определенными вызовами, главные из которых: индивидуальный подход, измерение качества, современные технологии. Знание перестает быть величиной неизменной, обновляясь колоссальными темпами, и то, чему мы обучаем студентов сегодня, оказывается нерелевантным к моменту выпуска наших студентов в мир большой практики. Наша главная цель – воспитать будущих лидеров в сфере здравоохранения, способных делать самостоятельные шаги на пути к успеху.
«Сделай шаг, и дорога появится сама собой», – так лаконично выразил пожалуй один из главных тезисов современного общества несомненный лидер Стив Джобс, основатель корпорации Apple.
Помимо знаний, важной составляющей успеха становится развитие «мягких навыков», а именно выстраивание диалога, активное взаимодействие в профессиональной и межпрофессиональной среде, погружение в мультикультурное облако, которое неизбежно влечет знание иностранных языков.
Сотрудничество Сеченовского Университета с Международной Ассоциацией по Медицинскому Образованию (AMEE) создает уникальную платформу для всех, кто заинтересован в личностном и профессиональном росте, а также выходу из «зоны комфорта». Мы приглашаем Вас принять активное участие в образовательных проектах AMEE в Сеченовском Университете, что, в свою очередь, послужит мощным стимулом для проведения научно-исследовательской деятельности в области медицинского образования, осознания необходимости формирования «гибкого» учебного плана, преобразований в методологии образовательных процессов, подразумевающих активное вовлечение студентов и выстраивание обратной связи.
Мой личный опыт врача-педагога на кафедре Факультетской терапии N1 Сеченовского Университета, а также внедрение полученных знаний на практике находит восторженные отклики в сердцах студентов. Предлагаю обьединить наши усилия и стать командой единомышленников в попытке ответить на вызовы современного общества.
С уважением,
Директор Представительства AMEE
Авакян Э.И.
Введение
В последнее время профессиональное сообщество практикующих врачей-педагогов все чаще сталкивается с такими понятиями как персонализированный подход в образовании, индивидуальная траектория обучения, субьект-субьектные отношения между педагогом и студентом, внутренняя мотивация как основной триггер, определяющий обучение «длиною в жизнь». Целью данного эскпериментального, перекрестного пилотного исследования являлось сравнение методологии «перевернутого класса» с использованием цифровой платформы Google Classroom в работе с англо-язычными студентами по специальности «Внутренние болезни» с традиционными методами преподавания по следующим критериям: мотивация к обучению, самооценка студентом вовлеченности в научно-образовательный процесс, самооценка преподавателем его роли в подготовке к занятию, роль формирующей оценки знаний в подготовке к итоговому экзамену.
Материалы и методы
Общее количество студентов в исследовании составило 40 человек (n=21 в группе 1, n=19 в группе 2). В течение весеннего семестра группа 1 обучалась по традиционной методике (лекции и семинары), группа 2 – по методике «перевернутого класса»; в течение осеннего семестра группа 1 продолжила обучение дисциплины по методике «перевернутого класса», в то время как группа 2 – по традиционной методике. Формирующая «диагностическая» оценка знаний была реализована через цифровую платформу «Google Сlassroom». Для оценочных суждений была разработана анкета, в которой ответы ранжировались по шкале Ликерта от 0 – полностью не согласен до 4 – полностью согласен. Обучение проводилось в течение года параллельно в двух группах.
Результаты
Предварительные результаты демонстрируют, что 80% англо-язычных студентов отдают предпочтение “перевернутом классу” по сравнению с традиционной методикой преподавания, оставшиеся 20% предпочли сочетание новых технологией с лекциями, что по всей видимости может отражать индивидуальную способность студента к обучению и восприятию информации. Опрос студентов также демонстрирует, что в традиционной модели обучения, студент больше полагается на преподавателя, как на основного источника, транслирующего знания и оценка его вовлеченности в процесс обучения составила 2,5 балла против 4,2 при обучении в рамках “перевернутого класса”, что отражает большую самостоятельную работу в подготовке к занятию. Мотивация студента во многом определялась наличием обратной связи и представляет со слов студентов “двустороннй процесс”. 65% студентов активно использовали цифровую платформу Google Classroom в подготовке к занятию. Методология “перевернутого класса” требует от преподавателя более четкого и структурированного подхода, активного использования цифровых технологий, больших временных затрат к подготовке к занятию. Средняя экзаменационная оценка в группе 1 составила – 4,5 баллов, в группе 2 – 4,7 баллов.
Заключение
Главный вывод заключается в том, что студенту необходимо прививать способность к самообучению, в котором педагог играет роль ментора, ориентира, ролевой модели, источника знаний. Обратная связь и ее реализация через систему Google Classroom мотивирует студента на обучение, стирает границы и делает процесс образования более доступным и дружественно настроенным, что в свою очередь создает психологически более благоприятную среду для мыследеятельности и формирования зрелой личности, готовой нести ответственность за свое профессиональное развитие. Традиционные лекции необходимо трансформировать в формат проблемно-ориентированного обучения. Недостатком данного исследования является присутствующий элемент субьективности, в котором интерес к предмету может быть обусловлен в том числе и личностными характеристиками педагога. Возможно трансляция педагогической этики молодым начинающим специалистам позволит в дальнейшем сформировать стойкую систему, которая намного важнее, нежели роль отдельно взятого педагога.
Введение и цель
Метод «перевернутого класса» все чаще находит практическое применение в образовательной среде. Исключением не является и сфера медицинского образования. Целью данного исследования было сравнить влияние методов «перевернутого» и традиционного классов на итоговый уровень знаний и степень вовлеченности студентов в учебный процесс.
Материалы и методы
В течение двух академических лет 33 студента 3 курса Центра международного образования Сеченовского университета, обучающиеся по направлению «Стоматология», были включены в пилотное, проспективное исследование со смешанным методом. Курс по внутренним болезням был выбран в качестве сравнительного. Группа традиционного обучения (ГТО, 2018, n=17) со средним баллом успеваемости 4.5 посещала плановые лекции и выполняла постлекционные задания. Группе «перевернутого» обучения (ГПО, 2019, n=16) со средним баллом успеваемости 4.3 был предоставлен доступ к образовательным материалам на платформе Google Classroom для подготовки к занятиям. В ходе занятий проводилось обсуждение размещенного на платформе контента путем работы в мини-группах и решения клинических кейсов. Для оценки академической успеваемости в обеих группах проводились входной и выходной контроли, итоговая аттестация. Для определения уровня вовлеченности студентов в образовательный процесс, их отношения к методу обучения и интереса к дисциплине заполнялись опросники обратной связи.
Результаты
Из 33 включенных студентов, все тесты и итоговую аттестацию успешно прошли 15 человек из ГТО и 14 - из ГПО. Все ГПО-студенты отметили, что метод «перевернутого класса» помог им повысить мотивацию к обучению, улучшил понимание модуля и потенциировал их клиническое мышление. Круглосуточная доступность образовательных материалов, возможность online-общения с преподавателем были обозначены студентами как существенные преимущества «перевернутого» метода. ГПО-студенты демонстрировали более высокие результаты входного и выходного контроля в сравнении с традиционной группой. Средний балл на экзамене у ГПО был незначительно выше ГТО: 4.6±0.6 и 4.3±0.8, соответственно. Однако, в группе ГПО он был выше среднего балла успеваемости за 3 года.
Выводы
Метод «перевернутого класса» не уступает традиционной форме обучения по степени вовлеченности студентов в образовательный процесс и результатам итоговой оценки знаний. Активное обучение увеличивает мотивацию и развивает критическое мышление учащихся, приводя к улучшению восприятия материала, что положительно влияет на их профессиональное развитие.
Введение
Образование в XXI веке сталкивается с определенными вызовами, главные из которых: индивидуальный компетентностный подход, измерение качества, современные технологии. Знание перестает быть величиной неизменной, обновляясь колоссальными темпами, и то, чему мы обучаем студентов сегодня, оказывается нерелевантным к моменту выпуска наших студентов в мир большой практики. Наша главная цель – воспитать будущих лидеров в сфере здравоохранения, способных делать самостоятельные шаги на пути к успеху. Сотрудничество Сеченовского Университета с Международной Ассоциацией по Медицинскому Образованию (AMEE) создает уникальную платформу для всех, кто заинтересован в личностном и профессиональном росте, а также выходу из «зоны комфорта». Целью создания Представительства Международной ассоциации по медицинскому образованию (Центра AMEE) является формирование в России профессионального сообщества медицинских вузов, эффективно сочетающих лучшие традиции отечественного образования с новейшими международными практиками.
Материалы и методы
Открытие Центра AMEE в России состоялось 15 мая 2018 года в ходе «Недели медицинского образования-2018». За это время нашими усилиями было организовано 5 международных курсов AMEE для профессорско-преподавательского состава Сеченовского Университета и других медицинских вузов страны. Преподавателями курсов выступили нынешний президент AMEE, со-директор Центра AMEE профессор Тревор Гиббс, а также профессор медицинского образования и физиологии Медицинского университета Галф Дэвид Тейлор. Успешно завершившими образовательные курсы стали 62 преподавателя Сеченовского Университета и 30 преподавателей медицинских вузов из 16 городов России, а именно Архангельска, Владивостока, Владикавказа, Волгограда, Воронежа, Казани, Краснодара, Курска, Махачкалы, Нижнего Новгорода, Омска, Рязани, Санкт-Петербурга, Саратова, Сургута, Твери, Томска, Уфы.
Результаты
Основными результатами проведенных курсов стало формирование понимания участниками основных принципов доказательного медицинского образования и преобразование этого понимания в практические умения и навыки для использования в ежедневной профессиональной деятельности. Количество вовлеченных преподавателей Сеченовского Университета и коллег из вузов-партнеров непрерывно увеличивается. На основе полученных современных знаний и опыта обученные преподаватели провели собственные мастер-классы для коллег и руководителей кафедр. Наш Центр стал дискуссионной площадкой для изучения и анализа современных аспектов медицинского образования. Ежемесячно в офисе Центра AMEE проходят встречи с обсуждением актуальных в медицинской педагогике тем. Более того, в рамках самостоятельного независимого развития Центра было организовано 2 тренинга для преподавателей кафедр с освещением современных тенденций студент-центрированного подхода, построения плана занятия и оценочного листа знаний, с акцентом на формирование психологически комфортной среды, что является немаловажным для достижения наилучших результатов в медицинском образовании. В ближайшем будущем запланировано проведение как самостоятельных тренингов, так и продолжение обучения в рамках курсов AMEE при участии иностранных преподавателей.
Заключение
Таким образом, на основании проведенной работы и полученных компетенций сотрудником Центра AMEE был представлен устный доклад на Конференции AMEE 2019 в Вене. В рамках международного развития на Конференции AMEE 2020, проведение которой было запланировано в Глазго, а теперь в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции впервые перенесено в цифровой формат, будет организована сессия для международных Центров AMEE. Преподавателями Сеченовского Университета и других медицинских вузов страны было подано 11 оригинальных тезисов, каждый из которых принят к публикации в сборнике тезисов и участию в Виртуальной Конференции AMEE 2020. Российский Центр AMEE становится самостоятельной единицей в Международной ассоциации по медицинскому образованию, что способствует интеграции Сеченовского Университета в международное сообщество.