История

Краткая история создания химико-фармацевтического факультета и кафедры судебной химии в Москве была освещена деканом факультета профессором А.Н. Реформатским и профессором А.В. Степановым в 1928 году в сборнике «Труды второго московского университета», где говорилось: «Идея создания специального факультета, посвященного фармацевтическому делу, зародилась в недрах физмата Московских высших женских курсов. Особенно четко эта идея откристаллизовалась с началом последней империалистической войны, когда в тогдашней России ощущался фармацевтический голод. Собственной фармацевтической промышленности в России, как известно, тогда не существовало: химико-фармацевтические потребности страны почти полностью удовлетворялись немецкими фирмами. Война потребовала в кратчайший срок собственного производства хотя бы важнейших медикаментов. И отдельные группы химиков тогда же, правда, пока еще кустарным способом, занялись этим делом. Под давлением военных событий дотоле тормозившаяся в различных департаментах идея физмата Московских высших женских курсов получила, наконец, одобрение, и он открыл у себя в 1917 году химико-фармацевтическое отделение. Задачей курса была главным образом подготовка специалистов будущих химико-фармацевтических заводов. Параллельно надвигалась, а затем и свершилась в стране революция. Мысль о создании своей фармацевтической промышленности в руках нового правительства окрепла и начала получать свое реальное осуществление. Химико-фармацевтическое отделение при 2-м МГУ (Высшие женские курсы были реорганизованы во 2-й Московский государственный университет) было преобразовано в 1919 году в самостоятельный химико-фармацевтический факультет. В целях наилучшего оздоровления масс населения Наркомздрав в основу своей деятельности положил санитарно-профилактические начинания: вскрытие, изучение и использование естественных сил природы, улучшение и оздоровление окружающей население природы, улучшение и оздоровление окружающей природы, улучшение и оздоровление питания населения, контроль и стандартизация различных медикаментов – для Наркомздрава стали важнейшими задачами. На подобную же работу вышли и коммунальные хозяйства: вопросы водоснабжения, канализации, полей орошения, контроль продуктов питания стали перед ними во всей их серьезности. Для выполнения всех этих задач, конечно, потребовались и специально подготовленные работники. А таковых не готовил ни один вуз. Тогда Химико-фармацевтический Факультет и взял на себя формирование таких необходимых специалистов: всякого рода аналитиков-химиков, специалистов по изучению минеральных вод и лечебных грязей, специалистов химиков-гидробиологов. В то же время Наркомздрав испытывал крайнюю нужду в судебных химиках, так как и таких специалистов не имелось в наличии. Химико-фармацевтический факультет взял на себя выполнение и этой задачи. Так под давлением жизни постепенно формировался Химико-фармацевтический факультет. Химико-фармацевтический факультет слагался из трех отделений: 1) основного, 2) аналитического, 3) ботанико-фармацевтического. Задача основного отделения - подготовка специалистов химико-фармацевтической промышленности. Задача аналитического отделения – подготовка химиков-аналитиков для различного рода муниципальных лабораторий: по контролю фармацевтических товаров, пищевых и вкусовых продуктов, питьевых и сточных вод и для работ по заданиям суда в судебно-химических лабораториях. Задача ботанико-фармацевтического отделения – подготовка специалистов «ботанико-фармацевтов» по добыванию, исследованию и анализу растительного лекарственного сырья». Кроме этого у факультета были две важнейшие задачи: 1) формирование научно-исследовательских работников, умеющих в будущем вести ответственную научную и учебную деятельность в вузах или исследовательских институтах, и 2) формирование педагогических работников для фармацевтических техникумов, а равно и для техникумов и школ, по задачам, близким к ним. Развитию токсикологической химии и совершенствованию судебно-химической (химико-токсикологической) экспертизы в первые годы Советской власти способствовали профессор А.В. Степанов. А.В. Степанов является создателем и руководителем первой кафедры судебной химии (химико-фармацевтический факультет II Московского государственного университета) – был магистром фармации и магистром химии, доктором биологических наук, заслуженным деятелем науки РСФСР. В сентябре 1937 г. М.Д. Швайкова по рекомендации профессора А.В.Степанова организовала кафедру судебной химии в Московском фармацевтическом институте, которую возглавляла до 1977 г. По ее мнению «исторический опыт не только нашей страны, но и зарубежных стран показал, что должность судебных химиков могут занимать только лица, имеющие высшее фармацевтическое образование и обладающие специальной подготовкой по судебной химии». Лично и в соавторстве с другими учеными М.Д. Швайковой опубликовано свыше 130 научных работ, среди них учебник по судебной химии, выдержавший 3 издания и переведённый на иностранные языки. Научные интересы и исследования профессора М.Д. Швайковой и её учеников определялись и были связаны, прежде всего, с вопросами экспертной практики. При этом Мария Дмитриевна всегда уделяла большое внимание истории возникновения и развития судебной химии и роли в ней русских учёных. Этому посвящены ряд её публикаций и специальные разделы в её учебнике «Судебная химия». Марию Дмитриевну Швайкову по праву можно считать основоположником внедрения в практику судебно-химического анализа микрокристаллоскопического метода. Дальнейшее развитие и внедрение в экспертную практику этот метод получил в трудах многочисленных учеников профессора М.Д. Швайковой (среди них доценты А.В. Белова и Е.Д. Зинакова), открыв новые возможности в исследовании биологических объектов на наличие ядовитых веществ. Быстрое развитие химии в послевоенные годы и ее блестящие успехи обусловили внедрение различных химических продуктов, преимущественно с содержанием тяжелых металлов в промышленность и другие области народного хозяйства. Одновременно с этим возникла возможность распространения среди широких масс населения веществ, обладающих ядовитыми свойствами и представляющих тем самым общественную угрозу. Жизнь поставила перед судебными химиками вопрос о необходимости разработки методов изолирования таких веществ как тетраэтилсвинец, фосфорсодержащих пестицидов и ряд других токсических соединений из биоматериала, их качественного обнаружения и количественного определения. Отвечая требованиям экспертной практики, с 1950 г. в течение последующих двух десятилетий научные исследования М.Д. Швайковой, ее сотрудников и учеников были направлены на изучение «металлических» ядов, разработку методик изолирования, обнаружения и определения их в химико-токсикологическом анализе. Эти исследования позволили внедрить в экспертную практику ускоренный метод минерализации биологического материала серной и азотной кислотами (работы Ф.В. Зайковского, Н.А. Павловской, Г.И. Кудымова, М.М. Мустафаева), а затем этапными исследованиями подойти к созданию дробного метода анализа на металлические яды (автор А.Н. Крылова). Дальнейшее развитие судебной химии стало предъявлять более жесткие требования к срокам проведения судебно-химического анализа и к доказательности его результатов. Под руководством М.Д. Швайковой начинается широкое внедрение в судебно – химическую практику физико-химических методов исследования. Начало этим исследованиям было положено в 1956 г. работами Л.М. Власенко, а затем в 1961 г. Н.А. Горбачёвой была применена осадочная и ионообменная хроматография в судебно – химическом анализе биологических объектов на наличие катионов никеля, висмута и цинка. Работами учеников профессора М.Д. Швайковой была показана эффективность применения хроматографических методов анализа для целей очистки, разделения и идентификации разнообразных органических соединений – барбитуратов и производных бензодиазепина (работы Б.Н. Изотова, К.П. Лапиной, Е.Д. Зинаковой, Н.В. Волковой и др.), сердечных гликозидов (Л.М. Власенко), пестицидов (Н.А. Горбачёва, Л.Т. Икрамов, Б.Н. Изотов), производных фенотиазина (Е.М. Саломатин) и др. После разработки и внедрения в практику судебно-химического анализа физико-химических методов исследования начинает выделяться целое направление в научной деятельности для решения вопросов о доказательстве и определении в биологическом материале новых лекарственных средств, обладающих при определенных условиях ядовитыми свойствами. В рамках этого направления решен целый ряд задач связанных: · с теорией выделения органических (лекарственных) соединений из тканей органов и биологических жидкостей; · систематизацией метода химико-токсикологического анализа на основе химических, физико-химических и физических методов; · установлением характера метаболизма некоторых психотропных средств и синтеза предполагаемых метаболитов (Б.Н. Изотов, И.В. Волкова, Н.И. Кузнецова и др.). Главное для учителя – научиться не завидовать успехам своих учеников, а это с годами становится нелегко. Вероятно это основной секрет М.Д. Швайковой – щедрость человеческой души. Давая идеи, вдохновляя и поддерживая новые начинания своих учеников, она оставила после себя большую школу. Самое большое, что она ценила в учениках – это самостоятельность мышления, инициатива, индивидуальность. Под её руководством выполнено более 300 научных исследований, в том числе защищено 39 кандидатских и 6 докторских диссертаций, позволивших решить ряд конкретных задач судебно – химической экспертизы и создавших возможность разработки новых методов химико-токсикологического анализа. М.Д. Швайкова постоянно проявляла заботу о подготовке фармацевтических кадров. Первый цикл усовершенствования специалистов был проведён на кафедре в 1952 г. Теоретическая и практическая подготовка экспертов-химиков на циклах усовершенствования содействовала значительному повышению их квалификации, более широкому внедрению в экспертную практику новых методов химико-токсикологического исследования, а также изучению организации судебно-химической службы в стране. Советское правительство высоко оценило деятельность М.Д. Швайковой – она была награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалями «за трудовую доблесть» и др. Ей было присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки РСФСР. Жизнь и деятельность Марии Дмитриевны Швайковой, оставившей яркий след в истории судебной химии, является примером для научных работников и педагогов. В 1964 году кафедра судебной химии была переименована в кафедру токсикологической химии. С 1977 года руководителем кафедры токсикологической химии по рекомендации профессора М.Д. Швайковой был избран Б.Н. Изотов. В 2004 году после реорганизации кафедры профессор Б.Н. Изотов возглавил кафедру аналитической и судебно-медицинской токсикологии, которой руководит по настоящее время. Научные труды профессора Б.Н. Изотова посвящены проблемам аналитической и биохимической токсикологии элементорганических соединений, наркотических средств и психотропных веществ. А также изучению токсикокинетики острых отравлений химической этиологии, судебной токсикологии производных бензодиазепина, производных барбитуровой кислоты и других лекарственных веществ. Под его руководством на основе интерполяционных моделей и радиоизотопного метода изучены закономерности процессов выделения токсических органических соединений из тканей и органов человека и оптимизированы условия их определения при проведении судебно-химических экспертиз. В круг его интересов вошли также вопросы изучения продуктов первичного и вторичного метаболизма разнообразных токсических веществ органической природы, артефактов при хромато-масс-спектрометрических определениях, а также разработка и внедрение современных иммунохимических методов применительно к биообъектам. Профессор Б.Н. Изотов создал научную школу, его ученики возглавляют кафедры и научно-практические лаборатории в РФ и странах СНГ. Профессором Изотовым Б.Н. опубликовано более 250 научных работ, и 5 монографий. Являясь Главным специалистом Минздравсоцразвития России и руководителем республиканского центра, он координирует научно-практическую и организационно-методическую работу службы по аналитической диагностике наркотических средств, психотропных и других токсических веществ. Также Б.Н. Изотов является экспертом ООН, членом ряда зарубежных академий, обществ и ассоциаций. В 1989 году Министерством здравоохранения СССР был издан Приказ №9 от 05.01.1989г. «Об организации службы аналитической диагностики наличия алкоголя, наркотических и других токсических веществ в биологических жидкостях и тканях человека», положивший начало «организации службы аналитической диагностики наличия алкоголя, наркотических и других токсических веществ в биологических жидкостях и тканях человека». Согласно вышеназванному приказу головным учреждением по вопросам аналитической диагностики токсических веществ в биологических жидкостях и тканях человека был определен I-й Московский медицинский институт им. И.М.Сеченова. А все вопросы по организационно-методической работе и контролю работы региональных центров по аналитической диагностике токсических веществ возложены на Центральную химико-токсикологическую лабораторию при кафедре токсикологической химии I-го ММИ им. И.М. Сеченова. С момента создания ЦХТЛ её сотрудники участвуют в учебном процессе подготовки специалистов и повышения квалификации врачей и провизоров по специальностям «Клиническая лабораторная диагностика» и «Судебно-медицинская экспертиза» в области аналитической диагностики наркотических средств, психотропных и других токсических веществ. После распада СССР в 1998 году согласна приказа МЗ РФ от 05.10.1998г. №289 «Об аналитической диагностике наркотических средств, психотропных и других токсических веществ в организме человека», на базе кафедры токсикологической химии ММА им. И.М.Сеченова был организован Республиканский научно-учебно-методический Центр. Профессором Б.Н. Изотовым разработана концепция аналитической диагностики наркотических, психотропных и других токсических веществ в организме человека, которая реализовывалась в рамках Федеральных целевых программ на 1999-2004, 2002-2004, 2005-2009 г.г. «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту». Результатом этой концепции явилось то, что в 2010 году завершено создание в Российской Федерации единой системы химико-токсикологических лабораторий, включающей унифицированное рациональное использование финансовых и кадровых ресурсов.